Коллеги по цеху открыто возмутились беспределом усатого председателя
Как известно, Министерство юстиции отказало Союзу кинематографистов РФ в регистрации решений его VII съезда. «Незарегистрированный» председатель СК Марлен Хуциев созвал по этому поводу пресс-конференцию. Тем временем, «МК» стал известен список конкретных претензий кинематографистов к Никите Михалкову. Но сначала — о претензиях Минюста к СК. На пресс-конференции журналистам пояснили, что основная заключается в том, что у союза не подтвержден общероссийский статус. Например, в документах указаны региональные отделения, а нужно, чтобы были указаны городские. Причем перерегистрацию отделений в свое время должна была провести команда Михалкова. Теперь же за это отвечает Хуциев. Новое руководство СК считает, что Минюст предвосхитил решение суда, который назначен на 6 февраля.
Также в среду с редакцией «МК» связался глава Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен. И письменно обнародовал 14 причин, по которым, по его мнению, Никита Михалков потерял поддержку большинства кинематографистов. Приводим это письмо полностью:
«Причины, по которым Никита Михалков потерял поддержку в Союзе кинематографистов России
1. Проведя в 1998 г. внеочередной IV съезд кинематографистов в Кремлевском дворце, Михалков нанес СК России ущерб в размере 700 000 долларов. Никита Михалков был избран председателем СК на III съезде кинематографистов в 1997 г., получив поддержку подавляющего большинства делегатов, и имел право осуществлять все председательские полномочия. Сбор «всех» членов СК в Кремле был нужен исключительно самому Михалкову, чтобы взять реванш за V съезд кинематографистов СССР в 1986 г., где его не избрали в Правление, и получить мандат на власть в триумфальной обстановке. При этом Михалков обещал, что съезд будет проведен на СПОНСОРСКИЕ деньги. Однако через несколько лет выяснилось, что СК России должен 700 000 долларов банку «Никос». Этот долг впоследствии был выплачен из денег, вырученных за акции ЗАО «Киноцентр». 2. После IV съезда кинематографистов из Устава СК исчезло положение об ограничении сроков председательства. Однако съезд такого решения не принимал – это сделал кто-то из команды Михалкова. Следовательно, Михалков с самого начала был намерен занять председательский пост пожизненно. 3. Силовая политика Михалкова в отношении Киноцентра и Конфедерации союзов кинематографистов бывших республик СССР привела к сомнительной сделке по продаже принадлежащих СК России акций ЗАО «Киноцентр» и выселению Музея кино из здания Киноцентра. Придя к власти, команда Михалкова попыталась завладеть контрольным пакетом акций ЗАО и назначить своего директора. Эта попытка рассорила СК России с остальными акционерами – союзами кинематографистов бывших союзных республик, и вынудила их продать свои акции, вслед за чем то же самое сделал и СК России, причем Правление СК приняло это решение при отсутствии кворума, а сам договор о продаже акций был засекречен. В результате Музей кино лишился всех своих залов, а СК России в долговременной перспективе понес огромные убытки. 4. Команда Михалкова продала Дом творчества СК в Пахре, вложила вырученные деньги в перестройку Дома творчества в Болшево, но не довела ее до конца. Фактически деньги были растрачены без пользы. 5. Михалков всячески ослаблял и в конце концов разрушил Московский союз кинематографистов, создав вместо него бездеятельное Московское отделение СК. 6. Согласно докладу председателя имущественной комиссии СК России, при руководстве Михалкова принадлежащие СК помещения в районе метро «Аэропорт» были сданы в аренду на 10 лет без права пересмотра договоров, причем по ставкам, в 2-3 раза ниже средних для этого района, из-за чего СК понес убытки в размере сотен тысяч долларов. 7. С самого начала и до самого конца своего председательства Михалков игнорировал общественную уставную структуру СК России, управляяя им не с помощью выборных лиц, а при помощи своих наместников, которые не пользовались доверием членов СК. 8. Исключительно по вине Михалкова в России появилась вторая национальная премия в области киноискусства – «Золотой Орел», существование которой у единой нации вопиюще абсурдно. 9. Заняв в качестве председателя СК России пост президента Московского международного кинофестиваля, Михалков на всякий случай обезопасил свое положение, вычеркнув возглавлявшийся им Союз из числа учредителей ММКФ. 10. Михалков не выполнил решение VI съезда кинематографистов раз в квартал встречаться с членами СК и отвечать на их вопросы – ни одной такой встречи не состоялось. При Михалкове почти все решения руководства СК принимались на закрытых «рабочих секреатриатах» и не становились достоянием членов СК. 11. Михалков превысил свои полномочия, обратившись к Путину «от имени всех творческих работников» с просьбой остаться на третий срок.
12. При Михалкове СК России отказался от всех завоеваний V съезда кинематографистов СССР, вследствие которого государство стало считаться с кинематографической общественностью. При его председательстве СК России перестал оказывать какое бы то ни было влияние на положение дел в российской кинематографии. Достаточно сказать, что Союз кинематографистов не воспрепятствовал принятию бредового закона о тендерах, приравнявшего производство фильмов к производству материальных продуктов. В результате полного бездействия СК государственная поддержка кинематографа стала совершенно бесконтрольной. Государственные средства стали разбазариваться на «откаты» чиновникам, продюсеры стали зарабатывать на стадии производства и утратили заинтересованность в качестве конечного продукта, контроль качества поддерживаемых государством фильмов отсутствовал, и при поддержке государства было снято множество картин, не нужных ни государству, ни зрителям, ни искусству.
13. Михалков, не желая расставаться с положением председателя СК, всячески оттягивал проведение VII съезда кинематографистов, который должен был состояться в 2007 г., но прошел лишь в конце 2008 года вопреки яростному сопротивлению Михалкова и его ставленников. 14. Михалков, пользуясь своими режиссерской и актерской известностью, развязал грязную информационную войну против большинства кинематографистов, не гнушаясь самой отвратительной ложью. Все это привело к тому, что Михалков УТРАТИЛ ДОВЕРИЕ БОЛЬШИНСТВА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ. Первый вотум недоверия был вынесен ему собранием москвичей — членов СК, обеспокоенных его намерением снести Центральный Дом кино, чтобы построить на его месте дом общего пользования. Вот динамика падения его рейтинга: в 1998 г. его поддерживало более 90% членов СК, в 1994 – чуть более 64% (столько процентов голосов он собрал на VI съезде), а в 2008, как показывает голосование Правления СК, принявшего решение о немедленном созыве съезда – менее 30%. Любой представительный съезд или представительное собрание кинематографистов даст те же самые результаты. Чтобы остаться на посту, ему нужно будет или очистить СК от тех, кто его не поддерживает, или перекрыть им дорогу на сборище, которое он намерен устроить под видом съезда». Валерия Горелова