«Легко забывал о людях, легко предавал… все видят его фальшь, ханжество, пресмыкание перед властью… Никита на бланке папы подписывал себе всякие прошения о билетах на самолет, в театр, в гостиницу. С детских лет был проныра»
— Не знаю, какой я друг, но враг — хороший, — говорит о себе режиссер
Он мог бы войти в историю как талантливый режиссер, создатель таких всенародных хитов, как «Свой среди чужих, чужой среди своих», как единственный защитник Сергея Бондарчука на V съезде Союза кинематографистов, как человек, который до последнего боролся за жизнь Нонны Мордюковой, доставая ей лекарства и устраивая в больницы. Однако для многих имя Никиты Михалкова ассоциируется с человеком, которого коллеги называют Бесогоном — мстительным и завистливым, разрушившим Союз кинематографистов. 21 октября царь-батюшка кинематографа всея Руси отметил 65-летний юбилей.
В последнее время не везет Никите Михалкову. Коллеги по цеху, много лет терпевшие его на посту председателя Союза кинематографистов России, вдруг вышли из подчинения и попытались свергнуть «царя» под предлогом невыполнения обязательств. Где, мол, обещанные им несколько лет назад златые горы — достойная пенсия, деньги на фильмы, ремонт Дома кино? Годы идут, а «воз и ныне там», как написал в одной из своих басен отец Никиты Сергеевича — Сергей Михалков. С коллегами режиссер вроде как определился: недовольные просто создали свой собственный Союз кинематографистов. Но тут на пути Никиты Сергеевича возникла Генпрокуратура. Здесь Михалков сам виноват — не надо было хвастаться да объявлять на всю страну, что имеет право на «мигалку», красующуюся на его машине с номерами «АМР».
Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ с мнением режиссера не согласились и заявили: «спецсигнал» он использует незаконно.
Война с Дыховичным
В мире кинематографа знают все: с Михалковым лучше дружить — обид не прощает. Яркий пример — судьба покойного ныне Ивана Дыховичного. Они были знакомы с детства, лет с 14 вращались в одной компании. Поэтому Иван Владимирович каждый раз удивлялся, читая в интервью Никиты Сергеевича, что тот не знает режиссера Дыховичного. Возможно потому, что Иван не боялся говорить о Михалкове правду. «Никита умел феноменально маневрировать и подстраиваться — в этом смысле он сын своего отца, — говорил Дыховичный в одном из интервью. — Первый раз нас разделила одна простая вещь. В пятнадцать лет у меня умер отец, и все ребята ко мне приехали, а Никита позвонил и сказал: «Старичок, у меня нет времени, я на съемках. Хочешь, заезжай ко мне во второй половине дня, я тебе выражу соболезнования». Это был первый сигнал — кто он и что. Он легко забывал о людях, легко предавал. Но его обаяние, шарм и сейчас действуют на окружающих, хотя на самом деле все видят его фальшь, ханжество, пресмыкание перед властью… Никита на бланке папы подписывал себе всякие прошения о билетах на самолет, в театр, в гостиницу. С детских лет был проныра. А после той истории с соболезнованиями наши пути разошлись». Пути разошлись ненадолго. Судьба не раз сталкивала нос к носу Михалкова и Дыховичного. Одна история наделала много шума. Они оба ухаживали за дочерью члена Политбюро Ольгой Полянской. По версии Никиты Сергеевича, он не захотел, чтобы ему тыкали в спину и говорили: это — зять Дмитрия Полянского. Свои соображения по поводу невозможности дальнейшего общения он отписал Ольге в письме, за которое его отправили в армию. На деле заместитель Косыгина Полянский не хотел видеть в мужьях дочери отпрыска известного клана, тем более что старший брат жениха — Андрон не скрывал желания уехать из СССР. Никиту отправили служить на благо родины: с глаз долой — из сердца вон. А вот что о том периоде рассказывал Дыховичный: «Никита делал все возможное, чтобы привлечь внимание Ольги. Все время ей звонил. Я с улыбкой на это смотрел. Понимал, что бывший друг выстраивает какую-то свою линию. После нашей с Олей свадьбы он исчез, но потом опять появился. Стал приходить к нам в дом, звал Ольгу художником на свою картину. Предложение было сделано с прицелом на ее папу: как только жена согласилась, от Михалкова последовала просьба: «Достань нам «Кодак» — ты же можешь, перестань прикидываться» Оля оскорбилась». Обиду на Дыховичного Михалков вынашивал долго и, как только подвернулся случай, отомстил. Иван Владимирович собрался запустить фильм по рассказу Ивана Бунина «Солнечный удар». Никита Сергеевич тут же заявился к тогдашнему руководителю киностудии «Мосфильм» Тимофею Сизову и сказал, что экранизировать бунинский рассказ будет сам. Когда Дыховичный узнал о закрытии картины, он пришел к Сизову, а тот врать не стал: «Спроси о причине у своего дружка». А потом директор студии не выдержал и рассказал, как Михалков час стоял перед ним на коленях, умоляя закрыть проект. «Царь всея российского кинематографа» до сих пор так и не снял этот фильм, а Дыховичный уже не снимет… Приступая к съемкам картины «12», на одну из главных ролей Михалков утвердил Юрия Стоянова. Тот попробовал отказаться, ссылаясь на то, что из-за занятости на телевидении он не сможет сидеть долгое время в павильоне «Мосфильма» (это было одним из условий режиссера). Михалков ответил: «Не знаю, какой я друг, но враг — хороший». Стоянов отменил съемки передачи «Городок». Вспоминают еще один случай, связанный все с той же картиной. Актер Сергей Газаров, просматривая вместе с Михалковым рабочий материал, неосторожно заметил, что финальный монолог мэтра длинноват и неплохо бы его сократить при монтаже. Ответ последовал незамедлительно: «Ты забыл, что соучредителем ТВОЕЙ киностудии является моя дочь?»
Жених для Анны
Альберта Бакова Анне Михалковой сосватал отец — в этом браке родились двое сыновей
Старшая дочь режиссера, Анна Михалкова, — женщина, положительная во всех отношениях. Ее детство подробно запечатлено в документальном фильме Михалкова «Анна. От 6 до 18», где ее детские интервью смонтированы с хроникой тех лет. Даже из этой ленты понятно, что в семье Михалковых царит культ отца. Детям в голову не могло прийти его ослушаться. Когда на одном из мероприятий Российского фонда культуры отец подвел к Анюте Альберта Бакова, с которым тогда плодотворно сотрудничал, девушка все прекрасно поняла. Отец нашел ей мужа, и его выбор обсуждению не подлежал. Он нужен папе, и точка.
Венчались они в Елоховском соборе, а когда молодые вышли из храма, их приветствовал цыганский хор, снявшийся когда-то в фильме «Жестокий романс». Прожив в браке с Баковым несколько лет и родив сыновей-погодков Сергея и Андрея, Анна оформила развод. Отношения отца с ее мужем сошли на нет.
Анна прочно стояла на ногах — активно снималась в кино, продюсировала фильмы и на паях с Сергеем Газаровым владела собственной студией. К тому же в ее жизнь вошла настоящая любовь, с которой она безуспешно боролась последние годы — изменять мужу не в привычках Анны. Об этом романе с неким бизнесменом Сергеем мало кто знает: старшая дочь Михалкова не светилась с любимым на мероприятиях, не ездила с ним на кинофестивали. Журналисты приписали ей роман с режиссером Александром Шейном (нынешним мужем актрисы Чулпан Хаматовой и отцом ее младшей дочери). Но с Александром Михалкову связывали исключительно дружеские и деловые отношения.
Патриарх знаменитого клана — Сергей Михалков из всех внуков и внучек больше всего любил Аню
Планы Анны на счастливую семейную жизнь порушил папа, чуть ли не в приказном порядке велевший ей вновь выйти за Бакова (тем более что их церковный брак не был развенчан). Дочь пыталась сопротивляться, но отец стоял на своем. Баков опять ему был нужен, а сотрудничать он, скорее всего, согласился при условии возврата жены. Анна рассталась с любимым мужчиной и вернулась в постылое семейное гнездо.
Непослушная Надя
Ради Нади Михалковой режиссер Резо Гигинеишвили бросил жену и новорожденную дочь В отличие от старшей, младшая дочь Никиты Сергеевича — Надя ведет себя более свободно. Она в семье — любимица, ей многое сходит с рук. Отец, конечно, старался воспитывать ее в строгости. Каждое лето он отправлял Надежду-подростка в монастырь к знакомой настоятельнице — пожить на свежем воздухе, поработать на грядках, помолиться о даровании христианского смирения. По признанию всех, кто знает девушку лично, младшенькая Михалкова в полной мере унаследовала его характер, упрямство и уверенность в себе. Именно поэтому она делает, что хочет, и пытается быть независимой. Влюбившись в солиста группы «Uma2rman» Владимира Кристовского, она не скрывала роман, везде появляясь с возлюбленным, который был женат. Аналогичная история произошла с режиссером Резо Гигинеишвили: его Надя увела от законной супруги — Насти Кочетковой. Семью «фабрикантки» не спасло даже рождение прелестной дочки: Резо сбежал к любимице Михалкова. Злые языки говорят, что Гигинеишвили всегда умел плыть по правильному течению. Многие отговаривали Надю от романа с ним, открыто заявляя, что парню нужны деньги и связи ее отца. Но красотка закусила удила. Пережив приступ гнева папы, она получила печать в паспорте, колечко на пальчике, а Никита Сергеевич — большую головную боль в виде зятя с грузинскими корнями. Который, к сожалению, еще и режиссер, так что, волей-неволей, придется новоявленному родственнику помогать. Не может же отец допустить, чтобы его любимица страдала?
Сын Никиты Сергеевича — Артем с мамой Татьяной (справа), дочерью Наташей, женой Дарьей и сестрой Надеждой (крайняя слева)
Иван Алексеев