Основатель The Tetris Company Алексей Пажитнов вычеркнул соавтора из истории создания игры
Программист и основатель компании The Tetris Company Алексей Пажитнов переписал историю создания легендарной игры «Тетрис», присвоив себе заслуги других людей, утверждает Le Monde. Французская газета попыталась восстановить историческую справедливость.
Воспоминания программиста Алексея Пажитнова о том, как создавался «Тетрис», грешат неточностью и необъективностью, пишет Уильям Одюро на страницах Le Monde. Так, если ознакомиться с официальным сайтом игры, создается впечатление, что Пажитнов был ее единственным творцом. Имена тех, кто помогал ему с самого начала, просто не упоминаются.
Как отмечает французское издание, коллега Пажитнова Дмитрий Павловский с середины 1980 годов занимался «международной коммерциализацией» изобретения, а программист Вадим Герасимов, тогда еще несовершеннолетний, создал оригинальный графический дизайн и перенес «Тетрис» на IBM PC. Его имя можно увидеть на экране в одной из первых версий игры (1987 год).
«К сожалению, The Tetris Company в своей исторической справке тщательно скрывает существование этих соавторов, — пишет Le Monde. — Компания была основана Пажитновым в 1996 году, совместно с Хэнком Роджерсом, его первым западным бизнес-партнером. С тех пор она распоряжается как доходами от игры, так и всем, что касается связей с общественностью».
Алексей Пажитнов и Tesla Model S (США, 2014 г.)
Алексей Пажитнов и ВАЗ-2105 (Россия, 1993 г.)
Заставка «Тетриса» (версия 3.12) с именем В. Герасимова
Ранее права на «Тетрис» принадлежали Академии наук СССР, а после перестроечных реформ были переданы «Электроноргтехнике», говорится в статье. «Это объясняет, почему до 1996 года Пажитнов не получал почти никаких доходов от игры. Основав The Tetris Company, он успешно вернул себе свои права, хотя при этом, приватизируя «Тетрис», оставил за бортом своих соавторов».Le Monde приводит фрагмент из воспоминаний Вадима Герасимова: «Пажитнов приехал ко мне домой и попросил срочно подписать бумагу, «чтобы игровые компании дали нам много денег». Копии документа он мне не оставил. Насколько я помню, в бумаге говорилось, что я согласен не заявлять о своих правах ни на что, кроме переноса «Тетриса» на PC, согласен передать Пажитнову право осуществлять все сделки, а также отказываюсь от какого-либо вознаграждения, связанного с «Тетрисом». Я был не совсем согласен, но я доверял Алексею и все равно подписал».Другим искажением действительности Уильям Одюро считает официальную дату выхода «Тетриса». The Tetris Company утверждает, что игра впервые увидела свет в июне 1984 года, однако, по мнению французского журналиста, эта дата была выбрана лишь для того, чтобы громко отпраздновать 25-летие в 2009 году. В 2014-м «Тетрис» отметит 30 лет.В то же время во многих источниках указываются другие даты: 1986 и 1987 годы. Одюро напоминает, что «Тетрис» появился в Академии наук и распространялся среди сотрудников на дискетах. Таким образом, «идея официального выхода игры сама по себе анахронизм».Переписана также история распространения игры на Западе. В недавно опубликованной пространной статье, посвященной «Тетрису» и его создателю, говорится, что в 1988 году на выставке в Лас-Вегасе новую разработку заметил Хэнк Роджерс, «который, если коротко, донес идею тетрамино до всего мира, жадного до новинок». Однако «Тетрис» был к тому времени уже хорошо известен во всем советском блоке, а в 1987-1988 годах уже начал завоевывать Запад — стараниями таких компаний, как Andromeda Software и Mirrorsoft.
«Это было до The Tetris Company. Впоследствии — всего лишь одной строчкой в исторической справке — фирма заставила исчезнуть все неудобные кирпичики», — констатирует Одюро. Французский журналист подчеркивает, что этот эпизод является очередным примером того, что «историю пишут победители».