Теневой «бизнес» бывшего министра культуры связан с государственной аккредитацией организаций по коллективному управлению правами авторов
Экс-министр культуры России Александр Соколов продолжил традицию российских высокопоставленных отставников, приготовив себе после госслужбы очень теплое и весьма хлебное место. По своему «заработку» он может переплюнуть даже бывшего главного энергетика Анатолия Чубайса. Бывший начальник российской культуры и главный борец с современным искусством вполне может рассчитывать на более чем приличную сумму – 400 млн. долларов США в год. Таков, по мнению экспертов, потенциальный оборот российского рынка авторского права и смежных прав. После отставки Александр Соколов окончательно ушел в тень, о новом месте работы экс-министра культуры фактически ничего не сообщается. Ходили слухи о возможном назначении Соколова в комитет по проведению сочинской Олимпиады, однако руководство Государственной корпорации по проведению Олимпиады категорически отказалось принять на работу столь «ценного» специалиста. После отставки Соколов с большим рвением занялся сферой охраны авторских и смежных прав. Возникла, правда, одна проблема – на рынке уже существуют организации, осуществляющие сбор вознаграждения для авторов и исполнителей и являющиеся для Соколова конкурентами. Фактически была продолжена работа, которая велась Соколовым и его «командой» последние два года. Сейчас же, если учесть направление «бизнеса» бывшего начальника культуры и те методы, которые были использованы его командой для вытеснения конкурентов, его непубличное положение вполне объяснимо. Кажется, Соколову невдомек, что средства, собираемые организациями по авторским и смежным правам, «прикарманить просто так» не получится (ведь деньги должны быть выплачены российским и зарубежным правообладателям) – поэтому и могло возникнуть у начальника культуры непреодолимое желание забрать этот рынок «под себя», сделав это самым некультурным способом.
Для начала в 2006 году был создан «Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности», куда по настоянию Соколова вошли в качестве учредителей все крупные участники рынка авторских и смежных прав. В этой структуре Александр Сергеевич занял пост председателя попечительского совета, а председателем собрания при учреждении фонда был «назначен» руководитель НП «Российское общество по смежным правам» и НП «Российское общество по управлению правами исполнителей», главный «Бармалей» российского шоу-бизнеса, неоднократно судимый Ахмед Тагибов. После создания фонда между Соколовым и Тагибовым завязалась взаимовыгодная «дружба». Любопытная картина: с одной стороны — государственный чиновник высокого ранга, с другой — фигурант уголовного дела о вымогательстве и хранении наркотиков.
Как выяснилось позже, основной целью фонда являлся сбор ежемесячной «дани» в размере 5% от всех сборов учредителей фонда. Тратить эти средства предполагалось на «защиту интеллектуальной собственности и развитие сферы авторского права». Увы, простейший анализ расходной части бюджета фонда говорит о том, что эта организация перестала быть «некоммерческой». Платежи на всевозможные фирмы-однодневки под предлогом оплаты различных услуг проводились фондом ежемесячно, а руководители фонда скоро пересели на новенькие иномарки. Но это все «цветочки». Далее последовали события, которые заставляют еще сильнее задуматься о законности методов работы команды Соколова.
Журналисты программы «Человек и Закон» раскрыли заговор против российского музыкального бизнеса
Теневой «бизнес» бывшего министра связан с государственной аккредитацией организаций по коллективному управлению правами авторов, исполнителей и производителей фонограмм, которая будет проводиться в ближайшее время. Именно этому был посвящен большой сюжет в программе «Человек и Закон», вышедшей в эфир Первого канала около месяца назад.
До недавнего времени фаворитами «аккредитационной гонки» считались АНО «Российская фонографическая ассоциация» (РФА), которую ранее возглавлял ныне покойный Вадим Ботнарюк, и НП «Российское общество по смежным правам» (РОСП), подконтрольное сидевшему за изнасилование, наркотики и вымогательство Ахмеду Тагибову. Противостояние РФА и РОСП продолжительное время проходило в относительно честной конкурентной борьбе: публичные выступления, организация так называемых «круглых столов», судебные инстанции. Однако такая идиллия длилась недолго и завершилась тем, что в конце прошлого года ныне бывший министр культуры, предчувствовавший, что не быть ему переназначенным на новый срок, распорядился разработать «схему» по монополизации рынка авторских и смежных прав. Суть замысла «соколиной команды» состояла в создании собственной подконтрольной организации по коллективному управлению правами, которая в последующем смогла бы получить аккредитацию, а также в избавлении от конкурентов и «кавказского друга», который с приближением аккредитации становился все более навязчивым и агрессивным. Для реализации схемы в конце 2007 года была мастерски проведена массированная «пиар-компания», целью которой было «столкнуть лбами» Ботнарюка и Тагибова, и тем самым вывести решение их конфликта за рамки правового поля. Смысл всех действий сводился к тому, чтобы заставить вспыльчивого Ахмеда Тагибова неадекватно отреагировать на публикации в прессе и интернете, раскрывавшие его криминальную биографию. Тексты статей однозначно доказывали: заказчик «пиар-компании» – Вадим Ботнарюк. Стоило лишь появиться нескольким статьям, как буквально на следующий день стало известно об избиении Вадима Ботнарюка возле собственного дома. Но на этом пиарщики не остановились, а наоборот, с удвоенной силой продолжали накалять ситуацию. После второго нападения на Вадима Ботнарюка его организм не выдержал, и 19 января 2008 года он скончался в реанимации от нанесенных побоев.
В результате в выигрыше остался Соколов и окружавшая его «свора» пиарщиков и советников. Накануне государственной аккредитации организаций по коллективному управлению правами авторов и исполнителей мы имеем «обезглавленную» АНО «РФА» и уголовное преследование в отношении Ахмеда Тагибова по факту гибели Вадима Ботнарюка. Российский музыкальный рынок потерял талантливого продюсера, открывшего публике многих исполнителей, в том числе молодую певицу МакSим.
Самое интересное, что практически сразу после этого появилась общероссийская общественная организация «Всероссийское общество по авторским и смежным правам», наблюдательный совет которой возглавляет высокопоставленный отставник, пенсионер Александр Сергеевич Соколов, а генеральным директором, точнее зиц-председателем, числится бывший пожарник Вязовик. Фавориты гонки сошли с круга, а на финишной прямой оказалась «серая лошадка» — ВОАСП.
«Виртуозное Ограбление Авторов Скоро Произойдёт» (ВОАСП)Пожарная команда ВОАСПа заряжает огнетушители
Недавно стало известно о том, что граждане, представляющиеся действующими сотрудниками ФСБ России, начали «обход» основных игроков российского музыкального рынка. Суть бесед, проводимых с российскими шоуменами, очень проста – российских музыкантов убедительно приглашают вступить в ВОАСП — новую организацию старого министра Соколова (а то «как бы чего не вышло»). Фамилии лиц, подрабатывающих подобным «прямым маркетингом», уже хорошо известны Управлению собственной безопасности ФСБ России. Директор ВОАСПа, настоящий полковник Гена Вязовик, уже вовсю рассылает письма с предложениями о сотрудничестве в зарубежные организации по охране прав авторов и исполнителей. Письма эти достойны размещения в кунсткамере – большее количество ошибок в английском тексте видели, наверное, только учителя интернатов для слабоумных. Реакция иностранцев – сдержанно юмористическая (ну как еще отреагируешь на действия душевнобольного?). Пожарная команда ВОАСПа, оказывается, собирается осуществлять за рубежом сбор гонораров для авторов через «русскую (?) диаспору на Брайтон-Бич» и, почему-то, представительства телевизионного канала “Russia Today” (Михаил Юрьевич, Вы что-нибудь об этом знаете?). Т.е. общества Би-Эм-Ай, АСКАП, САСЕМ, а вместе с ними РАО и РФА могут спокойно «отдыхать». Кроме того, ВОАСП заявляет о «полной поддержке своих действий со стороны РПЦ, ФСБ, МВД и т.д.». Одно странно – нет пока поддержки главного раввина и муфтия (проморгали, блин), но при таком-то рвении мы не сомневаемся в ее скором получении. В субъектах Российской Федерации ВОАСП собирается действовать через каких-то «дилеров» (надеемся, не кавказских наркодилеров) и планирует в ближайшие месяцы «вытеснить всех конкурентов». Одним словом, Вязовик и компания взялись за дело серьезно, и правда – не боги же горшки обжигают. Чем охрана прав интеллектуальной собственности отличается от охраны пожарной и заправки огнетушителей? Правильно – ничем.
Александр Сергеич Соколов тоже без дела не сидит: его задача — навесить максимальное количество лапши на уши нового Министра культуры России Александра Авдеева и всеми правдами и неправдами заманить его в попечительский совет своей мутной конторы (она же – фонд им. Соколова). Плохо то, что Соколов вряд ли понимает, с кем имеет дело – карьерный дипломат Авдеев видит людей насквозь и, конечно, не будет участвовать в авантюрах «сбитого летчика» с подмоченной репутацией.
Старая любовь не ржавеет или Кто девушку ужинает, тот её и танцует
У Александра Сергеича Соколова есть верный оруженосец и правая рука – некий музыковед Всеволод Задерацкий. Ходят разговоры, что музыковед Задерацкий в настоящее время якобы проводит головокружительную операцию по скупке существующих НКО по коллективному управлению правами. Похоже, Задерацкий и Соколов полагают, что чем больше у них организаций, тем лучше (авось получится вообще все скупить). Вопрос о возможности продажи организации, зарегистрированной в форме некоммерческого партнёрства, мы, понятно, оставляем за скобками. Говорят, что и Ахмеду Тагибову тоже было сделано серьезное предложение о продаже НП «РОСП» и НП «РОУПИ» за полмиллиона долларов (господи, откуда у музыковедов в нашей стране могут быть такие деньги?).
Самое интересное то, что Ахмед Тагибов серьезно задумался – продавать или не продавать? Брошенный своим бывшим покровителем Соколовым несчастный Тагибов хочет заняться, наконец, своим прямым делом – мелкооптовой продажей мандаринов у метро ВДНХ. Хотелось бы только прояснить одну деталь: у НП «РОСП» и НП «РОУПИ» есть постоянно действующие органы управления – Советы, в которые входят, как говорят, российские музыканты. Неужели Соколов скупит и живые души членов Советов этих некоммерческих партнёрств и станет новым Чичиковым 21 века?
Александр Кириллов