У Мединского скрывают суммы, выделяемые кехманам и гергиевым
Уголовное дело «Гоголь-центра» привлекло внимание к механизмам финансирования государственных театров. Могут ли гостеатры сами зарабатывать? Сколько Минкультуры выделяет на постановки? Большинство театров получают деньги от министерства культуры через госпрограммы и субсидии. Есть одно исключение — Большой театр России: расходы на него занесены сразу в федеральный бюджет. На 2017 год он получил 4,3 млрд рублей, значится в документах.Министерство культуры напрямую поддерживает 21 театр. Ведомство не смогло оперативно ответить, сколько и на каких условиях выделяется денег этим театрам.
Театры, получающие поддержку от Минкульта, часто не раскрывают отчетность на «Официальном портале для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях». В самом министерстве эту информацию также раскрывать не стали.
Единственная публичная информация — зарплаты директоров и художественных руководителей театров. Больше всех в 2016 году заработал художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Гергиев, его доход составил 154,4 млн рублей.
Звезды белых ночей и Пасха в Мариинке
Валерий Гергиев — генеральный директор, а по совместительству и художественный руководитель Мариинского театра. Знаменитый дирижер стал самым успешным среди руководителей всех театров России. В 2016 году Гергиев задекларировал доход в 154,4 млн рублей.
Валерий Гергиев — соучредитель девяти действующих кампаний, согласно базе «Контур. Фокус». Одна из них носит точно такое же название, как и музыкальный фестиваль — (АНО) «Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». С 2011 по 2016 год эта структура выиграла 11 госзакупок на 86 млн рублей.
Заказчиками выступали региональные театры и филармонии, контракты касались организации выступлений симфонического оркестра под руководством художественного руководителя Мариинского театра. Заказчиком семи контрактов на 68,4 млн рублей стал «Самарский академический театр оперы и балета». Самая дорогая госзакупка этого театра (14,4 млн рублей) у АНО «Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» произошла в 2015 году. За эту сумму региональный театр приобрел четыре концертных программы и документальный фильм для организации и проведения XIV Московского Пасхального Фестиваля.
Самарский театр и московский фестиваль? Возможно, собака зарыта в петербургском театре: история столичного Пасхального фестиваля тесно связана с руководителем Мариинки. Этот музыкальный праздник тоже организовал Гергиев в 2002 году. Поддержали его и мэр Москвы Юрий Лужков, и патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С самого основания одним из спонсоров Пасхального фестиваля выступала РЖД, заявлял тогда еще глава компании Владимир Якунин.
В том же году Гергиев стал одним из соучредителей ЗАО «Московский Пасхальный Фестиваль». С 2014 года Гергиев — единственный владелец этой компании.Несмотря на название, мероприятие проходит не только в Москве. Артисты ездят по России на чартерном поезде, география выступлений охватывает 123 города страны. Основные приоритеты фестиваля — «благотворительность, образование и просветительство». Программа представляет собой четыре блока: симфонический, камерный, хоровой и звонильный.Правда, в 2015 году «Звезд белых ночей» в Самаре не было.Нет ничего предосудительного в том, что у руководителя театра есть некоммерческие фонды, которые выступают «кошельком» для крупных музыкальных фестивалей. До тех пор, пока в их контрактах не появляются нестыковки.
В 2003 году Гергиев учредил благотворительный фонд — «Фонд Валерия Гергиева». Должность директора в нем занимает Сергей Мазанов, который также возглавляет АНО «Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».
С 2013 года по июль 2017 года благотворительный фонд Гергиева выиграл 59 госконтрактов на 269 млн рублей. Основные заказчики — театры и филармонии России, которые нанимают мариинский симфонический оркестр. Почему эти контракты проходят через благотворительный фонд директора театра, а не через сам театр — неясно.Также этот фонд получил контракт на проведение Пасхального фестиваля от Министерства культуры (50 млн рублей). И еще 15 госконтрактов от разных театров — всего на 58,8 млн рублей.
Фонды для себя
Мариинский театр и благотворительный фонд его директора — не единственные, кто участвует в подобной схеме распределения бюджетных средств.
Владимир Кехман назначен гендиректором Новосибирского театра оперы и балета в марте 2015 года, после скандала с оперой «Тангейзер». Представители РПЦ посчитали, что постановка оскорбляет образ Иисуса Христа. Кехман запретил оперу. Чуть больше чем через два года — 13 июля 2017 года — Кехман покинул пост гендиректора.
До своего назначения в Новосибирск Кехман восемь лет занимал должность директора Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Еще в 2007 году Кехман вместе с некоей Зориной Мысковой учредили Фонд Императорского Михайловского театра. Мыскова — экс-советник министра культуры РФ и топ-менеджер компании «БДО Юникон Северо-Запад». Сейчас Мыскова директор Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ и главный редактор журнала «Эрмитаж». Также она соучредитель еще двух фондов: «Эрмитаж XXI век. Целевой капитал» и «Эрмитаж XXI век».В 2012 году Михаловский театр заказал сценическую бутафорию: госконтракт на 971 тыс. рублей выиграл учрежденный Кехманом фонд. Он же победил еще в одной госзакупке Михайловского театра на оказание вспомогательных театральных услуг на 1,4 млн рублей. Все это происходило в то время, когда Кехман возглавлял театр и был учредителем некоммерческой организации одновременно.После того как Кехман покинул пост директора Михайловского театра, фонд перестал получать госконтракты от этого учреждения культуры. Зато посыпались заказы от Новосибирского театра.В 2016 году фонд Михайловского театра взял пять госконтрактов Новосибирского театра на общую сумму в 32,1 млн рублей. Все они касались аренды декораций и реквизита к различным спектаклям. Самый дорогой контракт — 17 млн рублей, поставка элементов сценического оформления для спектакля «Ромео и Джульетта». Получается, что все это время директор театров проводил госконтракты через свой фонд.
Абонементы в ложи
Театры, получающие столь внушительное финансирование из государственного бюджета, выполняют еще и государственные заказы. Их можно разделить на три группы: оптовая продажа билетов бюджетным учреждениям; постановка новых спектаклей, на которые Минкульт выделяет деньги отдельно; участие в различных фестивалях и гастроли за границей. Но есть и несколько случаев, выбивающихся из общего ряда госзакупок.
В 2014 году «Банк Москвы» (в мае 2016-го присоединился к ВТБ. — прим. ред.) в качестве официального спонсора Большого театра заказывал у него рекламу. Цена контракта — 14,7 млн рублей. А в 2015 году «Банк Москвы» купил у тетра абонемент — шесть билетов в ложу бенуара левой стороны на 240-й театральный сезон (2015–2016 годы). Банк заплатил за это 13,2 млн рублей.
Абонементы в театр покупает и ВТБ. В 2015 году банк купил восемь билетов в ложу бельэтажа правой стороны на 240-й театральный сезон за 8,2 млн рублей. И еще шесть абонементов на тот же сезон в ложу бенуара левой стороны за 13,2 млн рублей. Аналогичные абонементы ВТБ заказал и в 2016 году: восемь абонементов в ложу бельэтажа с правой стороны на 241-й театральный сезон (8,2 млн рублей); шесть абонементов в ложу бенуара с левой стороны на 241-й сезон (13,2 млн рублей).
Схема мест в Большом театре
Большими поклонниками театра оказались и представители российской госкомпании «Рособоронэкспорт». В 2014 году госкомпания закупила у Большого шесть абонементов в ложу бенуара левой стороны на 239-й театральный сезон. Если верить сайту госзкупок, то театр получил за этот контракт 132 млн рублей, но во всех документах фигурирует сумма в 13,2 млн рублей.
На следующий год «Рособоронэкспорт» купил еще шесть абонементов на новый сезон в ту же ложу за 13,2 млн рублей. В 2016 году госкорпорация совершила аналогичную закупку.
Таким образом, шесть абонементов в левую ложу бенуара левой стороны обходятся в 13,2 млн рублей — то есть по 2,2 млн рублей за одно место.Есть и те, кто покупает просто картон для билетов: так поступает префектура Юго-Западного административного округа города Москвы. В 2012 году местная администрация заключила 14 госконтрактов с различными учреждениями культуры. Среди них в том числе Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац и Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Предмет всех контрактов: «Картон билетный».
Ни в одном из контрактов на официальном сайте не размещено техзадания и текстов договора. Единственная информация о контракте — заказчик, исполнитель и стоимость единицы товара. За одну единицу картона билетного из бюджета города Москвы платили от 200 рублей до 2,1 тыс. рублей. Всего же в 2012-м префектура Юго-Западного административного округа города Москвы закупила картона билетного на 16 млн рублей.
****
Исследование: все государственные театры в России убыточны
В первоначальную выборку исследования вошли все театры, которые получают различного рода государственные субсидии и раскрывают отчетность на «Официальном портале для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях».Для анализа работы театров мы выгрузили данные, представленные в документе «Информация о результатах деятельности и об использовании имущества»: в этой форме отчетности, в частности, есть подробные таблицы по статьям расходов и доходов, включая поступления из бюджетов разного уровня.После изучения отчетностей из первичной выборки выпали 160 театров: у них либо не опубликованы данные за 2016 год, либо не заполнены ключевые показатели. У Мариинского театра на момент проведения исследования и вовсе не было выложено на «Официальном портале для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» ни одной годовой отчетности, поэтому один из крупнейших театров России выпал из выборки.Как показало исследование, общий размер всех видов госсубсидий в совокупном объеме доходов превышает 75% в среднем по всем учреждениям. Мы отранжировали все театры по критерию условной прибыли: из общей суммы доходов с учетом получаемых субсидий вычли расходы, выстроив их по величине заработка. Так мы получили 25 учреждений с максимальным объемом денег в сухом остатке.Мы пошли дальше и убрали из статей доходов дотационные части. Выяснилось, что на театральном искусстве гостеатрам зарабатывать пока не удается: в России нет ни одного государственного театра, в котором его собственный коммерческий заработок (продажа билетов на спектакли и пр.) превышал бы его годовые расходы. По крайней мере, в той отчетности, которая публикуется на официальном портале.
Полина Русяева
Источник: «Журнал РБК», 14.07.2017