А у нас — кого Никита Сергеевич Михалков в детстве чаще по голове гладил
В 2010 году в России сокращаются расходы на здравоохранение, науку, на зарплаты бюджетникам, но только не на кино. Наоборот, на поддержку кино в кризис расходы увеличивают до 5,5 миллиардов рублей. На кинематографистов прольется золотой дождь. Но не на всех. – Со следующего года схема госфинансирования будет изменена, — пообещал Михалков. — Эти 5,5 миллиардов будут распределены только между несколькими кинокомпаниями, выигравшими тендер. Куда пойдут деньги в давно прижившимся в нашем кино «междусобойчике», предугадать не трудно. Одни и те же режиссёры и продюсеры получают от государства «зелёный свет» на очередную порцию «кино». «Клуб кланов» возрождается, — попытку от него уйти быстро подавили. И снова всё очень удобно устроилось: крупные продюсерские компании поделят между собой выделенные государством миллиарды на «масштабные» проекты, и за бортом останутся те, кто «не в кланах», «не в свите», — впрочем, им не привыкать, они пробивают себе дорогу за копеечные бюджеты на фестивалях.
Семья Михалковых
Никита Михалков — актёр, режиссёр, сценарист, продюсер.
Андрон Кончаловский — режиссёр, сценарист, продюсер. Его сын Егор Кончаловский — режиссёр, продюсер . Дети Н.Михалкова: Анна Михалкова — актриса, продюсер. Надежда Михалкова — актриса, продюсер. Артём Михалков — актёр; Степан Михалков — ресторатор. Наталья Аринбасарова — актриса, первая жена А. Кончаловского; Юлия Высоцкая — актриса. Первая жена Н.Михалкова — Анастасия Вертинская, актриса. Жена Е. Кончаловского — Любовь Толкалина, — актриса.
Бесконечные разговоры про то, что «несправедливо» то и дело клеймить несчастных «звёздных» детей, — странная тема. Странная потому, что есть вещи неоспоримые. Покажи, что ты профессионал, — и будь хоть Пушкиным-Лениным через тире, — «зритель голосует билетом». Зритель смотрит «Стиляги» В.Тодоровского, любит актрису Ксюшу Акиньшину, режиссёра Германа-мл., пересматривает фильмы с участием Сергея Бодрова — мл., и о предвзятости здесь речи нет, потому что есть профессионализм + талант, а есть бездарность + амбициозность, которую подкармливают несмотря ни на какие провалы.
Семья Бондарчука
Сергей Бондарчук, — актёр, режиссёр, сценарист. Жёны: Инна Макарова — актриса, Ирина Скобцева -актриса. Дети: Наталья Бондарчук — актриса, режиссер, сценарист; Алёна Бондарчук — актриса; Фёдор Бондарчук — актёр, режиссёр, продюсер. Сын Натальи Бондарчук — Иван Бурляев — композитор. Сын Алёны Бондарчук — Константин Крюков — актёр.
В Голливуде тоже есть свои киношные кланы, но ситуация другая, ибо там, как любят повторять в американских фильмах, «ничего личного — просто бизнес». Один из самых известных кланов Голливуда — семья Фрэнсиса Форда Копполы. Сам Ф.Ф. Коппола — живой классик. Его дочь, София Коппола, режиссёр известных в нашей стране картин «Девственницы — самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария — Антуанетта». Её картины более чем успешны, окупаются в прокате с лихвой и надо полагать, до тех пор, пока она будет делать «прибыльное» кино, — Голливуд будет давать ей возможность его снимать. Николас Кейдж, племянник Копполы, — актёр, чей талант и успешность так же обеспечивают ему ранг «звезды». В Голливуде невозможна ситуация, при которой человеку, выпустившему в прокат плохое, несмотрибельное и неокупившееся кино, дадут ещё один шанс, даже несмотря на известную фамилию. Это — против правил американской киноиндустрии. Там в эти игры не играют, ибо деньги должны делать деньги.
Семья Янковских
Ростислав Янковский — актёр, режиссёр («рыцарь Минского театра»), его брат Олег Янковский — актёр, режиссёр; сын Олега Янковского — Филипп Янковский — актёр, режиссёр; жена Ф.Янковского Оксана Фандера, — актриса, их сын Иван Янковский — актёр.
У нас же всё иначе, «кино по-русски». Шаткая российская киноиндустрия неоднократно терпела бедствие, в том числе и от «именитых поборщиков». Самый популярный пример: картина «Обитаемый Остров» Фёдора Бондарчука. Отбросив рассуждения о художественной ценности этого произведения, можно сказать, что как бизнес-проект картина провалилась по всем статьям. Но треск провала заглушила новость о том, что Фёдор собирается делать картину о Сталинграде и просит на это 40 миллионов долларов. Более чем нескромное желание, которое, вероятно, будет удовлетворено по законам нашего российского кинематографа. Может быть, всё-таки проблема не в предвзятости зрителей и коллег по цеху? Справедливо вкладывать деньги в кино, которое принесёт немало удовольствий зрителю, а деньги — государственным и частным инвесторам. Несправедливо — выбрасывать их «по дружбе», не учитывая профессионализма и опыта предыдущих картин.
Семья Тодоровских
Петр Тодоровский — классик отечественного кино, его жена Мира Тодоровская — известный кинопродюсер, их сын Валерий — режиссёр, его жена Евгения Хиривская — актриса. Если сейчас так озаботились проблемой реорганизации отрасли, «поднятием» российского кинематографа, — может быть, начинать нужно с адекватного вложения средств? Если этот междусобойчик снова раскидает миллиарды «по дружбе», — вместо попытки «возродить» киноиндустрию, мы получим очередную порцию «провального» кино.
Для справки
«Обитаемый остров» и «Обитаемый остров: Схватка», режиссёр Ф. Бондарчук 2009 год. Бюджет: $36,5 млн. на два фильма Сборы: $25,7 млн. на два фильма. После выплат кинотеатрам убытки: $24,5 млн.
«Стиляги», режиссёр В.Тодоровский 2008г. Бюджет: $15 млн. Сборы: $17 млн. После выплат кинотеатрам убытки: $5,5 млн.
«Каменная башка», режиссёр Ф. Янковский 2008г. Бюджет: неизвестен Сборы $780 тыс.
«Скажи Лео», режиссёр Леонид Рыбаков, 2008г. Бюджет: $2 млн. Сборы: $73 тыс. Здесь высчитывать убытки не будем…
Последняя картина, — дорогой эксперимент, где продюсерами выступили Анна и Надежда Михалковы и Максим Королёв. Как показывает практика, подобного рода эксперименты «звёздных» детей, обходятся очень дорого. Итак, на очереди амбициозный проект с Милой Йовович в главной роли: Федор Бондарчук планирует заняться съемками киноадаптации книги Бориса Акунина «Азазель» — первой книги из серии о сыщике Эрасте Фандорине, и «Сталинград». Если бюджет картины о Сталинграде составит 40 млн., убытки можно подсчитать уже сегодня. Зато зритель ждёт новых работ В.Тодоровского. Ну, и для сравнения упомянутая выше София Коппола:
«Мария Антуанетта» 2006г. Бюджет: $40 млн. Сборы (общие): $70 млн.
«Трудности перевода» 2003г. Бюджет: $4 млн. Сборы (в США): $44,5 млн., в мире: $75 млн.
Ксения Дегтярева