Сенатор Богданов между Березовским и питерской братвой

Кому достались радиостанции Патаркацишвили и Мэрдока

Члену Совета Федерации от Курской области Виталию Богданову законом запрещено заниматься оперативным управлением собственным бизнесом, однако это не мешает сенатору оказывать на него влияние, следить за текущей деятельностью и утверждать планы развития. Особенно это касается медийного и эстрадного сегмента, к которому этот член комитета по конституционному законодательству особо неравнодушен. Ведь в «Мультимедиа Холдинг», принадлежащий Богданову, входят «Наше радио», Rock FM, «Радио Jazz», Best FM, «Национальная служба новостей», продюсерская компания «Ультра Продакшн», дистрибьютор теле-, кино-, радио- и музыкального оборудования «МС-Макс» и завод по производству виниловых пластинок. В его собственности музыкальная премия «Чартова дюжина», и фестивальный бренд «Нашествие».

Виталий Киселев и другие авторитеты

В создании этой империи странным образом переплелись судьбы легендарных уголовных авторитетов девяностых и опала Бориса Березовского, чьи медиаактивы были затем скуплены за бесценок. И сейчас, приглашая в гости журналистов, Богданов не скрывает старые фотографии, на которых он запечатлен рядом с Владимиром Путиным (тогда — первым заместителем мэра Санкт-Петербурга) и Виталием Киселевым — продюсером, связанным с петербургскими авторитетами, финансировавшими музыкальный бизнес. К тому же, как сообщалось ранее, в начале 90-х Владимир Киселев, более известный широкой публике как художественный руководитель ВИА «Земляне», задерживался следственными органами по громкому делу Александра Малышева: у правоохранителей возникли вопросы к Киселеву по поводу крупной партии видеомагнитофонов «Акай», а также в связи с тем, что Малышев был оформлен в фирме Киселева разнорабочим. Но вскоре Владимира Владимировича отпустили. Перебравшись в Москву, Киселев, как писали СМИ, свел знакомство с Иосифом Кобзоном, а через него якобы и с Лужковым. Как бы то ни было, в 2000-м году именно ему доверили возглавить ГУП «Кремль», который сначала устроил каток на Красной площади, а затем привез на главную площадь Москвы Пласидо Доминго. Правой рукой Киселева в ГУПе, по данным СМИ того времени, стал хороший знакомый Путина.

Тогда же, в 1994 году Виталий Богданов знакомится с редактором «Радио Рокс» Сергеем Архиповым, а уже через год в Москве начинает вещать «Русское радио», учрежденное Богдановым, Архиповым и галеристом Сергеем Кожевниковым. За последующие девять лет к нему добавились «Хит FM», «Радио Динамит» (теперь DFM), «Радио Монте-Карло», Maximum и «Русская служба новостей».Виталий Богданов поначалу руководил «Русской медиагруппой» как генеральный директор, затем как председатель совета директоров. Нынешний гендиректор РМГ Сергей Кожевников рассказывает, что «в период запуска «Русского радио» главным вкладом господина Богданова была поставка эфирной аппаратуры от «МС-Макс». Оперативным управлением бизнесом РМГ Виталий не занимался. Он был сосредоточен на своей компании «МС-Макс» и Русском международном банке, где возглавлял совет директоров». Сам Богданов уверяет, что в медиагруппе отвечал за сделки по расширению бизнеса, курировал юридические и финансовые вопросы, в том числе продажи рекламы. И даже после ухода в политику некоторое время присматривал за «Русской службой новостей», запущенной на частоте неуспешного «Русского Радио — 2».


Просмотреть изображение в полном размере

В апреле 2005 года председатель Курской областной думы представил депутатам кандидата в сенаторы от региона, пояснив, что рекомендации господину Богданову сделаны главой Совета Федерации. Депутаты составили обращение о назначении, в Москве его утвердили. Виталий Богданов говорит, что в политику его привело стечение обстоятельств, и Сергей Миронов, с которым он давно знаком, действительно поддержал его кандидатуру. От предложения не стал отказываться: «Интересно было узнать, как работает государственная машина. Это новый опыт, новый взгляд на вещи».

Пока он помогал областным властям решать насущные вопросы в столице, «Русская медиагруппа» готовилась к выходу на биржу. Провести IPO ее акционерам предложил Ханс-Йорг Рудлофф, председатель правления банка Barclays Capital, организовавший размещение акций медиахолдинга РБК. Была сделана оценка бизнеса, но дальше дело не пошло. Партнеры (треть акций РМГ на тот момент принадлежала компании, подконтрольной владельцам «Лукойла») разошлись во взглядах на условия размещения. В 2007 году Сергей Архипов продал свою долю и ушел руководить ВГТРК. А в марте 2008 года со своими 39% акций РМГ расстался Виталий Богданов. Сделка, по его словам, прошла исходя из оценки стоимости всей группы в $300 млн. Эту цифру подтверждает Сергей Кожевников.

Купсин-младший и другие

По мнению обозревателя Forbes, быть может, никакого нового холдинга не появилось бы, если бы однажды Богданову не позвонил Даниил Купсин, гендиректор «Объединенных Медиа» (радио Business FM, журнал «Популярные финансы» и др.), а также сын Евгения Купсина — человека, близкого к лидеру тамбовской ОПГ Владимиру Кумарину-Барсукову. Как принято считать, «ночной губернатор Петербурга» Барсуков имел долю в принадлежащем Купсину-старшему развлекательном комплексе «Золотая страна», в котором в свое время «Кум» и был арестован. Сам же Купсин (кстати, деловой партнер Александра Розенбаума) такие предположения опровергал, уверяя, что Кумарин был для него лишь «корпоративным клиентом».

В 2009 году Даниил Купсин возглавил фармацевтическую фирму «АнвиЛаб», основанную его отцом, и загорелся идеей создать популярное радио о медицине и здоровье. «Я подумал и согласился — да, это ниша», — рассказывает Виталий Богданов. Подходящая частота быстро нашлась — депутат Валерий Комиссаров продавал станцию «Моя семья». Заодно Богданов согласился купить у него станцию «95,2 FM», транслировавшую классический рок.

Цену приобретения он не называет. На долю «Моей семьи» в то время приходилось 0,8% среднесуточной аудитории радиослушателей в Москве, «95,2 FM» — 2,8% (данные TNS за IV квартал 2009 года). За обе станции основатель «Мультимедиа Холдинга», вероятно, заплатил не более $15 млн. «В бизнесе он осторожен и очень аккуратен в деньгах», — характеризует бывшего партнера Сергей Кожевников. Когда еще шли переговоры о покупке, Купсин извинился и сказал, что не сможет участвовать в перезапуске «Моей семьи».Богданов не стал отказываться от сделки: была бы частота, а там видно будет, в каком формате вещать.«Где один шаг, там и второй», — рассуждает он. Узнав, что на продажу выставлено «Наше радио», Виталий Богданов решил попытаться его купить.

Наследство Патаркацишвили

Сейчас кажется невероятным, что станция, с которой стартовали «Ночные снайперы» и «Пилот», «Король и Шут» и «Мельница», была создана на деньги опального олигарха Бориса Березовского и его партнера Бадри Патаркацишвили. В 1998 году совместно с американским магнатом Рупертом Мердоком они учредили «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн» (впоследствии News Media). Березовский на тот момент контролировал 49% акций ОРТ. От разорившегося банкира Александра Смоленского ему досталось «Радио Престиж» (частота 101,7). Заняться его перезапуском Березовский предложил Михаилу Козыреву, бывшему программному директору радио Maximum.

В 2001 году Березовский эмигрировал в Лондон. В Москве на него завели несколько уголовных дел. Но News Media не тронули. Березовский предусмотрительно переписал свои доли в медиа на Патаркацишвили. Помимо «Нашего радио» холдингу подчинялись станции Best FM и Ultra, продюсерская компания «Ультра Продакшн», издательская Real Records и оператор наружной рекламы News Outdoor. Все они были выставлены на продажу в 2009 году, и не по политическим причинам, хотя Руперт Мердок скептически отзывался об инвестиционном климате в России.

Как рассказал Forbes медиаменеджер, знакомый с историей News Media, решение о продаже принял Джеймс Мердок — младший сын миллиардера, уполномоченный управлять бизнесом News Corporation в Европе и Азии. По всей вероятности, по причине сравнительно невысокой доходности активов в Восточной Европе и России. Переговоры по радийной группе велись с компанией А1, представителями Владимира Лисина, в то время интересовавшегося СМИ, и одним из крупнейших российских медиахолдингов. Наследники покойного Патаркацишвили тоже продавали свои доли. По словам Виталия Богданова, сделка планировалась в форме аукциона. Он понял, что у него есть шанс на удачное приобретение, когда узнал от Михаила Фридмана, что А1 участвовать не будет. «Фактически я купил по стартовой цене», — говорит он.

Сделка была завершена в апреле 2010 года. Источники утверждают, что Богданову «крупно повезло».

Сколько он мог заплатить за «Наше радио», Best FM и Ultra? Не более $20 млн. Притом что доля «Нашего радио» в среднесуточной аудитории по России составляла 4,4%. У радио Maximum, для сравнения, было 2,2%. В Москве «Наше радио» забирало 6,6% аудитории, Best FM — 4,1%, тогда как Maximum — 3,8%, а «Хит FM» — 5,4% (данные TNS за II квартал 2010 года). Лишь Ultra, представлявшее западную альтернативную музыку, популярностью не пользовалось, и осенью того же года было переведено на вещание в интернете.

Эфира меньше, доходов больше

Когда Виталий Богданов договаривался о покупках станций, казалось, что время радио как успешного бизнеса закончилось. В 2009 году российский рынок радиорекламы сократился на 30%. Зато за последующие четыре года вырос на 80% — до 16,5 млрд рублей в 2013 году (оценка АКАР). Правда, доля суточной аудитории «Нашего радио» снизилась до 4% по России и 5,8% в Москве, аудитории Best FM — до 2,7% в Москве (данные TNS за IV квартал 2013 года). Более полугода после смены собственника станции работали без гендиректора и генерального продюсера, и за это время аудитория «Нашего радио» по России уменьшилась на полмиллиона человек. Зато доля аудитории Rock FM (бывшее «95,2 FM») за 2010–2013 годы выросла в Москве с 2,9% до 3,9%.

Если в 2010 году суммарная выручка «Нашего радио», Best FM, Rock FM и ООО «Джем» (рекламного агентства «Мультимедиа Холдинга») составила около 225 млн рублей, то в 2013 году, судя по данным СПАРК, — 590 млн рублей. С июля 2011 года продажами рекламы на станциях холдинга занимался «Медиаплюс» — сейлз-хаус «Европейской медиагруппы» («Европа плюс», «Ретро FM», «Радио 7» и др.). «Им передали федеральные продажи, а в ведении «Джема» остались локальные контракты, — рассказывает бывший менеджер «Мультимедиа Холдинга». — В первый год сотрудничества выручка оказалась на несколько десятков миллионов рублей больше, чем ожидалось. В 2012 году холдинг, насколько мне известно, вышел в операционный ноль.На рекламном рынке нас узнали, и к нам привыкли как к медиагруппе.И руководство договорилось с «Медиаплюс», что к лету 2013 года мы плавно разойдемся».

Неудача постигла лишь радио Ru.FM, запущенное на частоте «Моей семьи». Станция дважды меняла формат после перезапуска. Летом 2013 года переключилась с современной попсы на рок- и поп-музыку 1990-х. Как говорит Виталий Богданов, «мы попытались сыграть на ностальгии по раннему «Русскому радио». Бесполезно — доля аудитории Ru.FM в Москве не поднималась выше 1,6%. В декабре 2013 года «Мультимедиа Холдинг» продал Ru.FM миллиардеру Михаилу Гуцериеву, собиравшему свой радиохолдинг (на этой частоте начало вещать информационное радио «Говорит Москва»).

Текучесть кадров

За три года в «Мультимедиа Холдинге» сменились три генеральных директора. Виталий Богданов деликатно обходит эту тему: «Наверное, у меня характер не из лучших, но нужны результаты. Если задачи ставятся — они должны выполняться».В целом нельзя сказать, что результатами он недоволен. Выручку холдинга он не раскрывает (по оценке Forbes, в 2014 году она составила около 900 млн рублей), но говорит, что холдинг себя обеспечивает и даже на развитие остается. Если не считать инвестиций, которые он сделал за последнее время. В июле 2014 года Богданов купил «Радио Jazz» — столичную станцию, у которой доля аудитории за пять лет выросла с 2,6% до 3,3%. «Джаз — очень хорошая ниша, мы еще поработаем с наполнением, как поработали и с Rock FM, и будет еще лучше, — объясняет он. — В сегменте «Русского радио» практически невозможно вырастить что-то новое и мощное. А нишевое радио, если закрепится в своем сегменте, то и будет там прочно сидеть».Летом 2015 года Виталий Богданов готовится запустить еще и «Наше ТВ» — одновременно в интернете и кабельных сетях. У «Нашего радио» накопилась богатая библиотека видеозаписей с «Нашествий», «Чартовых дюжин», новогодних праздничных проектов и т. д. Владелец «Мультимедиа Холдинга» хвалится: в минувшем году компания достроила музыкальную студию, где можно делать все: и аудио, и видео, и живые эфиры, и мастеринг, хоть цифровой, хоть аналоговый. В мае 2013 года он открыл еще и завод виниловых грампластинок. Производство, за которое отвечает «Ультра Продакшн», начиналось со 100 дисков в неделю, сейчас за тот же срок в среднем печатается 1000 пластинок, и спрос продолжает расти. Пластинки делаются на заказ — многие певцы и группы считают нужным часть тиража своих альбомов выпустить в виниле. Правда, до окупаемости проекта, признает Богданов, еще очень далеко.«Он умеет считать деньги, но вновь занялся радио в первую очередь для того, чтобы в жизни было что-то кроме политики», — полагает бизнесмен, знакомый с Виталием Богдановым. «Я так и не понял, что это все для него — бизнес, предполагающий прагматизм и расчетливость, или же хобби, где можно позволить себе что-то лишнее», — отмечает один из бывших менеджеров «Мультимедиа Холдинга». Сенатор-бизнесмен, работавший администратором ВИА «Самоцветы» в 1970-х и рок-группы «Парк Горького» в перестройку, коллекционирующий бас-гитары и старые пластинки прогрессив-рока, не отрицает, что радио и музыка для него — сочетание бизнеса и «фана».

На сайтах всех радиостанций холдинга, даже на альтернативной Ultra, висит реклама Русского международного банка. Виталий Богданов владеет 10% его акций (когда он возглавлял совет директоров банка, доля была больше — 30%). РМБ по величине чистых активов (44,6 млрд рублей) занимает 93-е место среди московских банков, по данным Banki.ru. Объем лизингового портфеля «РМБ-лизинг», дочерней компании банка, на июль 2014 года превышал 4 млрд рублей. Богданову также принадлежит компания «Альянс Риэлт Оптим», управляющая коммерческой недвижимостью. При таком раскладе можно позволить себе инвестировать в музыку без строго выверенного бизнес-плана, с одной лишь поправкой на политическую обстановку в стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: