Кораниты уже сейчас называют Асылбека Мусина лидером казахского народа и считают что вскоре он займет кресло Нурсултана Абишевича
Недавняя 20-летняя годовщина завершения советской военной операции в Афганистане заставляет по новому взглянуть на итоги и уроки той войны, более внимательно оценить перспективы развития ситуации как в самом Афганистане, так и в сопредельных государствах. И для этого действительно есть причины. Приход в Белый дом политической команды Барака Обамы и обозначенный новый внешнеполитический курс США вновь выводят Центрально-Азиатский регион на передний план общемировой повестки. Уже заявленное постепенное свертывание иракской операции и будущий вывод войск неизбежно будут переносить акцент глобальной антитеррористической борьбы на Афганистан. 7 лет, прошедшие со времени свержения власти «Талибана», несмотря на помощь Запада и усилия правительства Хамида Карзая, так и не принесли мира и спокойствия на афганскую землю. Значительная часть страны по-прежнему остается зоной нестабильности, распространяющей свой ареал далеко за пределы собственно афганской территории, как на юг, в соседний Пакистан, так и на север – в постсоветскую Среднюю Азию. Фактор радикального ислама, с которым не смогла в 1979-89 гг. справиться советская военная машина, похоже, оказался не по зубам и США, а также их союзникам по антитеррористической коалиции. Накладываясь на социально-экономические трудности новых центрально-азиатских государства, традиционно острую проблему наркоторговли, исламский фундаментализм еще долго будет являться питательной почвой как для попыток установления автократических режимов по типу «Талибана», так и идеологической платформой для ведения террористической деятельности. «Когда наркомафия считает себя правоверными мусульманами, а фундаментальные исламисты считают незазорным для себя финансироваться от продажи наркотиков, слияние этих двух вещей дает гремучую смесь. И эта гремучая смесь может смести многие светские режимы, в той же Средней Азии, в том же самом Казахстане» — говорит руководитель департамента стран СНГ Фонда политических технологий Сергей Михеев .
Несмотря на то, что в большинстве новых государства, возникших в Центральной Азии на руинах бывшего СССР взят курс на построение светского строя при вполне естественном учете прав и интересов верующих, не прекращаются попытки сделать исламский фактор инструментом политической борьбы. Узбекистан, Таджикистан, Киргизия уже успели ощутить у себя, насколько опасным может быть игра на религиозных настроениях людей. Но, как считают эксперты газеты «Наша Версия», «самым лакомым кусочком из всего среднеазиатского пирога, безусловно, является Казахстан. Активной деятельности религиозных сил самого различного толка здесь способствует и относительно либеральное законодательство, а также обязательства, принятые на себя в рамках председательства в ОБСЕ. Сегодня в Казахстане крайне пестрая палитра религиозного ландшафта, в котором себя комфортно чувствуют и баптисты, и кришнаиты, и ваххабиты». Постепенное усиление клерикального фактора в политике Казахстана, во многом носит объективный характер. По мнению того же Сергея Михеева, «многие постсоветские народы, которые на самом деле, в советское время полноценной религиозной жизнью не жили, после распада СССР стали приверженцами и жертвами всевозможных сектантских ответвлений от основных религий. Посмотрите на российский Северный Кавказ на Закавказье – очень сильно влияние радикальных сектантских ответвлений от ислама. То же самое происходит и в Средней Азии. Это в том числе свидетельство неподготовленности собственного духовенства и крайне бедной религиозной образованности населения. Поэтому, если это будет развиваться, то для самих казахов это станет проблемой. Радикальный ислам в Казахстане может вообще подорвать основу государственности».
Однако, вопреки традиционным представлениям, самую серьезную озабоченность специалистов вызывают вовсе не ваххабиты, а новомодное казахское исламское течение коранитов, которое уже успело в кратчайшие сроки оформиться во вполне реальную политическую силу.
Как отмечает «Наша Версия», «новая религиозная доктрина родилась в нефтеносном Атырау и получила полномасштабную поддержку местной исполнительной власти в бытность ее руководителем Аслана Мусина. Это перестает быть удивительным, когда становится известно, что лидером нового исламского течения является сын тогдашнего губернатора Асылбек Мусин (На фото). Благодаря финансовым и организационным возможностям, течение в кратчайшие сроки получило распространение на всю республику, включая Алма-Ату и Астану. Идеологическим центром стало Общественное объединение «Iзгi Амал» и Конгресс мусульманской молодежи, а главным ресурсами – газета «Наш Мир» и целый ряд мощных интернет ресурсов. Причем в ряды новоиспеченных религиозных ортодоксов началось вступление представителей высшей политической и бизнес элиты».
Секреты популярности нового религиозного течения лежат на поверхности – кораниты полностью отрицают сунну Пророка Мухаммеда и запрет на спиртное и прелюбодеяние. Не удивительно, что в отличие от канонического варианта с упором на духовное развитие и индивидуальную этику, получившийся «ислам лайт» стал быстро набирать все новых и новых сторонников.
Как водится, нашлись у «обновленцев» и покровители в высоких властных кабинетах. Как пишет газета, «новым этапом в развитии религиозного течения стал перевод Аслана Мусина в Астану, сначала спикером парламента, а затем и руководителем назарбаевской Администрации. С этого момента деятельность Общественного объединения «Iзгi Амал» получило поддержку всех региональных властей и даже в кризисный период кораниты получают ощутимую помощь из бюджетов и местных бизнес-кругов. Хотя, по мнению большинства наблюдателей, в данном случае главным фактором являются не идейные симпатии доноров, а административное давление отца лидера секты. С именем Аслана Мусина связывают и бурные дискуссии вокруг законопроекта «О религиозных объединениях», призванном по замыслу Назарбаева поставить барьер на пути катастрофического распространения по Казахстану различных сект и течений. Парадоксально, но послушный доселе парламент в данном вопросе стал проявлять завидную принципиальность, что наблюдатели склонны связывать с влиянием коранитов».
Эксперты отмечают, что «сегодня кораниты являются наиболее вероятными претендентами на власть в Казахстане, поскольку в отсутствие полноценных оппозиционных партий и ярких лидеров они представляют собой стройную монолитную организацию со всеми политическими атрибутами, жесткой внутренней дисциплиной и мощнейшими медиа-ресурсами. Сами кораниты называют Асылбека Мусина лидером казахского народа и считают его будущим президентом страны (в прошлом году из Конституции Казахстана устранена норма, ограничивающая минимальный возраст кандидатов в президенты). Хотя считается, что на эту роль больше подходит его отец Аслан Мусин, прошедший все этапы карьерного роста и на сегодня занимающий ключевую позицию в стране. Подобный сценарий дает объяснение его активной поддержке новомодной молодежной религии, сумевшей объединить под своим началом более 100 тысяч фанатиков новой формации».
Из досье газеты «Наша Версия»:
Кораниты: новое религиозное течение исламского толка, впервые появилось в Казахстане, в Атырауской области.
Основные принципы: Отрицание всех догм, кроме Корана, отрицание запретов, не прописанных однозначно в Священной Книге мусульман. Пропаганда избранности казахской нации над другими, в том числе и мусульманскими народами.
Лидер: Асылбек Мусин – бизнесмен, сын руководителя Администрации Ак-Орды. Среди последователей именуется Лидером казахского народа.
Последователи: Более 100 000 человек, среди которых депутаты Парламента, члены Правительства и их дети, ведущие бизнесмены, студенты и простые граждане.
Ресурсы: Общественное объединение «Iзгi Амал», Конгресс мусульманской молодежи, газета «Наш Мир» и ряд популярных в стране общественно-политических интернет- сайтов.
Цели: Построение теократического государства нового толка. По неофициальным данным организационное и идейное содействие коранитам оказывают кураторы из США. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что активисты течения проходили в свое время обучение в США, а также совершают регулярные поездки в Америку.