Какими методами пытается раскрутить свои сайты претендующий на лавры оперного критика российский блогер
Мир искусства прекрасен и жесток. Он пробуждает как высокие чувства, так и низкие страсти. Это известно еще с античных времен, когда тот же Нерон, не довольствуясь императорской властью, тщился снискать славу великого актера и певца. Он терзал уши римлян своим фальцетом, распевая требующую быстрого перехода от низких тонов к высоким «Песнь о Ниобе», что в его исполнении напоминало скрежетание ножа по тарелке. Зрители страшились тирана и вынужденно изображали восторг и аплодировали, что было сил.
Времена античных тиранов миновали. Родившаяся в эпоху Возрождения опера была востребована искушенной публикой как высокое и утонченное искусство, куда бездарностям путь был заказан, так как за свои деньги (а билеты в оперу всегда были дороги) ценители и знатоки оперного искусства желали получать высокое наслаждение, а не скрежет ножа по тарелке. Таким образом, опера изначально была искусством для элиты. Уж так сложилось, как говорится, исторически.
Во всем мире ситуация такова: хочешь послушать пение мировых звезд в живую – готовь пару-тройку тысяч долларов. Не готовы к таким расходам – идите на городскую площадь, где на огромном экране идет трансляция концерта Пласидо Доминго или Анны Нетребко, или, на худой конец, включите телевизор.
Но критиковать оперную приму за то, что билеты на оперный спектакль с ее участием слишком дороги — это дурной тон, моветон, как говорят французы. Это же не футбол, а опера.
Увы, кажется, именно такой моветон вошел в привычку оперного критика Вадима Журавлева, который завел себе видео-блог на ютубе и с энтузиазмом впервые дорвавшегося до массовой аудитории неофита регулярно, что называется, извергает оттуда свою «кочку зрения» на те лили иные оперные премьеры.
Вадим Журавлев.
Фото: Скриншот из видео.
Я не оговорился, «извергает» – это, думается, весьма точное отображение того, что можно увидеть и услышать в видеоблоге Журавлева. Он настолько, мягко говоря, раскрепощен перед камерой, что, образно выражаясь, позволяет себе мычать и чмокать, саркастически растягивать слова, кокетничать, гримасничать и корчить рожицы, бормотать что-то невнятное и чуть ли не сморкаться в рукав.
Вот как он, например, начинает свою видеорецензию на знаменитейший во всем мире Зальцбургский оперный фестиваль 2017 года,
Предпослав ей откровенно хамское название «Нетребко в Зальцбурге не блещет», и жестко выразив свое «фэээ» именно ценам на билеты, походя отметив, что «обрамление в спектакле было неважно, потому что в нем главной звездой и главным хедлайнером этого фестиваля была Анна Нетребко». Что это за термин — «обрамление», Журавлев не поясняет, похоже, считая, что в амплуа «голодного критика» – есть такой театральный термин – он вправе на ходу изобретать любые, даже взятые с потолка, неологизмы, озадачивая любителей бельканто еще и расшифровкой своих словесных выкрутасов.
Намекнув, что дикий ажиотаж на этом фестивале был вызван именно участием в нем первой мировой оперной примадонны, он поставил ей (примадонне) в вину… зловредную деятельность спекулянтов, взвинтивших цены на билеты якобы до пяти тысяч евро.
Затем, состроив гримасу, он изобразил, так сказать, плавный переход собственно к предмету своего обзора:
«Что можно сказать вообще о спектакле и об участии в нем Анны Нетребко? Спектакль получился, что называется, очень скромным по своим достижениям, потому что это как раз тот вид режиссуры, когда режиссер боится музыки, и Ширин Нешат (режиссер и сценограф с мировым именем – ред.) создала некое холодное пустое пространство, в котором она попыталась формализовать все, что происходит в опере Верди. То есть, были костюмы, которые свидетельствовали о том, что герои оперы из разных стран и разных эпох, что-то персидское, что-то турецкое, что-то в фесках, что-то в хиджабах… Спектакль получился довольно формальным, как бы сосредоточенным на красоте поз и костюмов».
Конец цитаты.
Ну, а где же, собственно говоря, разбор оперных полетов, то бишь профессиональная и объективная оценка исполнительского мастерства Анны Нетребко, дирижера и его оркестра, уровня игры занятых в опере артистов, ну, и наконец, режиссера спектакля?
Ничего этого нет от слова совсем. Перефразируя расхожий театральный мем – сумбур вместо критики. Нельзя же всерьез принимать утверждение чмокающего видеоблогера, что первое в мире лирико-драматическое сопрано фальшивит при переходе от высоких нот к низким.
Прославленного дирижера Рикардо Мути вошедший в критиканский раж Журавлев попрекнул в замедлении темпов, отчего опера растянулась на четыре часа, и оттого великий видеоблогер откровенно скучал. Досталось и режиссеру спектакля Ширин Нешат: «массовые сцены практически не поставлены, они так в статуарных позах все стоят и поют, поэтому в общем ничего на сцене не происходит, и довольно скучновато».
Похоже, в Журавлеве пропал великий футбольный комментатор. Там тебе никаких статуарных поз, все быстро бегают, бьют мячом по воротам, народ на трибунах ревет. И нисколько не «скучновато».
И, похоже, мировая слава Анны Нетребко не дает видео-критику покоя ни днем, ни ночью, как тому еще Понтию Пилату.
Большую долю своих видеосюжетов он посвящает именно ей, вымещая свою то ли злость, то ли зависть резонерскими заголовками. К примеру: «На всякую Нетребко найдется свой Нуреев». И в этом видеоблоге, как и практически во всех других, он начинает с выражения своего августейшего недовольства высокой ценой на билеты и, походя коснувшись самого спектакля (на этом раз в итальянской Ла Скала), с бешеными нападками обрушивается на режиссера, отменившего одиночные выходы певцов на поклоны.
Ну, Боже ты мой! Да расскажи ты о том, как пели, как играли, как лились слезы восхищения у публики, как гремели аплодисменты…
Можно еще долго разбирать реально забавные – не подберу другого слова – видеоролики голодного критика Журавлева, но главное уже ясно. Они, не вызывает сомнений, сделаны на потребу массовой и предельно невзыскательной аудитории, которая, к сожалению, господствует на просторах мировой паутины. Которая нисколечко не разбирается ни в опере, ни в балете, ни даже в футболе. Но которой важно лицезреть публичное унижение и высмеивание великих мира сего, будь то звезды оперы, балета или спорта.
Нетребко не блещет, Плисецкая хромает, Зидан мазила… И полный восторг и посещаемость зашкаливает. И текут рекой деньги от рекламы на раскрученных сайтах и блогах.
Само название – «Сумерки богов» – определяет содержание журавлевского видеоблога. Обливание грязью великих личностей мира искусства – и ничего более.
К сожалению, с подобными, с позволения сказать, бизнесменами от искусства бороться невозможно. Пошлость и хамство, думается, в них заложены рыночной природой интернета. Просто нужно знать, что это пошлость и хамство.