20 июля 2010 года началась вторая официальная поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. В отличие от прошлогоднего пребывания в одной из важнейших зарубежных митрополий РПЦ нынешний визит ее предстоятеля отличается более широкой географией и насыщенной программой пребывания.
Так, по сообщению официального сайта Патриархии http://www.mospat.ru/2010/07/20/news22161/, «посещением Одессы открывается обширная программа архипастырской поездки Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по епархиям Украинской Православной Церкви. В ходе поездки Его Святейшество побывает в Одесской, Днепропетровской и Киевской епархиях. В Одессе Предстоятель Русской Православной Церкви посетит Успенский кафедральный собор и Успенский Патриарший мужской монастырь, совершит освящение новопостроенного Спасо-Преображенского собора. Запланировано также посещение Одесской национальной юридической академии, Одесской духовной семинарии, церковных социальных учреждений. Состоятся встречи Святейшего Патриарха Кирилла с общественностью города, учащейся молодежью».
…и другие официальные лица
Существенные отличия от памятного многим визита Патриарха Алексия II в 2008 году стали заметны уже в аэропорту Одессы. Многочисленные встречающие, среди которых были: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир с многочисленным украинским духовенством, вице-премьер Украины В.Н.Тихонов, Посол России в Украине М.Ю.Зурабов, глава Одесской областной администрации Э.Л.Матвийчук и другие официальные лица могли заметить, что вместо обычного для таких визитов и немного архаичного «Туполева» из «гаража» правительственного авиаотряда ФГУП «Государственная Транспортная Компания «Россия», обычно возившего покойного Патриарха Алексия в его зарубежные визиты, Патриарха Кирилла и его свиту привез стильный зарубежный бизнес-джет.
Даже видавшие виды украинские журналисты не преминули отметить в своих публикациях, что «перед приездом главы православной церкви в центре города отключили светофоры, чтобы кортежу из 10 машин не помешал красный свет», а «в Одессу Патриарх прилетел на белом самолете»/http://kp.ua/daily/200710/236224. Эксперты рынка бизнес-авиации, к которым мы обратились за разъяснениями по этому поводу, без труда опознали на официальных фото с начала патриаршего визита Bombardier BD-700-1A10 Global Express aircraft – один из самых престижных бизнес-джетов, эксплуатируемых в небе России и постсоветского пространства. По их данным, средняя стоимость летного часа Global Express на рынке составляет 9 000 евро, а полет по маршруту Москва-Одесса-Москва с вип-залами и вип-питанием 15 человек на борту Global Express обойдется как минимум в 45 000 евро.
Однако, более чем недельная – визит рассчитан до 28 июля — программа пребывания Патриарха и сопровождающих его лиц, среди которых управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и другие влиятельные чиновники из высшей иерарахии РПЦ, будет проходить по гораздо более затратному маршруту. На том же официальном сайте РПЦ выложена другая, более сложная программа передвижений Патриарха Кирилла, включающая посещение Днепропетровска и Киева. Общие затраты на перелеты, стоянку, заправку, охрану, бортовое питание по такому маршруту те же эксперты оценили минимум в 200-250 тысяч евро.
Русская православная церковь, конечно, хоть и отнюдь не бедная организация и может позволить себе организовать визит ее лидера с недавнего времени опять в братскую Украину на высоком организационном уровне, но все-таки напрашивается вопрос о том, почему РПЦ при ее нынешнем Предстоятеле была вынуждена взять на себя такие приличные даже для ее бюджета расходы, а не как при усопшем Патриархе Алексии воспользоваться казенным авиатранспортом.
Богу – Богово, а Цезарю — ?
Весьма вероятно, что наблюдаемый с момента избрания в начале прошлого года Митрополита Кирилла Патриархом Московским и Всея Руси резкий взлет его общественного влияния и популярности не только в собственно «православном народе», но и во всем обществе, нетривиальные способы прямого общения с населением, «стадионные» форматы встреч с молодежью, заметное присутствие в федеральном информационном поле могли вызывать отнюдь не только положительные эмоции в правящей элите, всегда ревностно приглядывающей за умонастроениями населения.
Несмотря на то, что действующий Патриарх изначально принадлежал к так называемой группе «Никодимовцев» — сторонников линии Митрополита Никодима (Ротова) на как можно более тесное сотрудничество церкви и государства, и в силу обладания намного большим, чем у представителей «правящего тандема» вместе взятых политическим и дипломатическим опытом, никогда публично не посягал на властные прерогативы центральной власти, тем не менее, сам факт его нахождения у руководства РПЦ мог вызвать определенное раздражение среди верхушки российской правящей бюрократии.
Даже питерское происхождение Патриарха могло восприниматься не как признак принадлежности к «своим», а как повод для очередного беспокойства по поводу возможности российского варианта Кипрского Архиепископа Макариоса, ставшего первым президентом независимого государства греков-киприотов. В этом смысле как нельзя некстати на широкий экран в прошлом году вышел и фильм «Царь» Павла Лунгина, в котором симпатии режиссера и зрителя были явно на стороне не харизматичного царя-деспота, а смиренного и мудрого церковного лидера. В любом случае, выход на федеральную общественно-политическую арену третьего после Путина и Медведева, но далеко не последнего по оказываемому влиянию общественного деятеля, да еще подкрепленного тысячелетним нравственным авторитетом и мощной оргструктурой церкви, мог очень многое поменять в глобальной тектонике движения политических плит. Именно простая и всем понятная рождественская трактовка Патриарха Кирилла экономического кризиса как Божьего суда запомнилась многим гораздо больше, нежели чем пространные, насыщенные сложными экономическими терминами речи светских лидеров.
В определенный момент времени многим наверняка даже стало казаться, что избранный, как считается, с негласного одобрения Кремля новый Патриарх, вырвавшись на «оперативный простор», как-то утратил чувство реальности, понимание своего места и роли в истории современной России, светский статус которой закреплен и Основным законом, и 70-летним правлением большевиков, твердо прививших народу соответствующий образ мысли и жизни, а также начисто выбивших из него любое представление о божественной природе духовной власти. Видимо, призвано было напомнить об этом лидеру РПЦ плавное, но особенно заметное в сопоставлении с началом его патриаршества падение объемов эфирного времени, уделяемого на федеральных телеканалах освещению его деятельности, а также неприятная история вокруг охраны Патриарха.
Ох, рано…
Напомним, что в начале апреля этого года в газете «Аргументы Недели» http://www.argumenti.ru/talks/2010/04/55725/ с весьма редкой по нынешним временам ссылкой на источник в Федеральной службе охраны РФ была опубликована небольшая заметка, что «охрана Патриарха всея Руси Кирилла осуществляется по схеме охраны первых лиц государства, по так называемой президентской схеме. Это работа на маршруте движения, на месте пребывания, на отходе. Плюс сопровождение. Всего в охране Патриарха задействовано более 300 сотрудников». По приведенным в газете словам сотрудника ФСО, «прошлого Патриарха — Алексия, охраняли куда скромнее, по схеме номер 3, просто наша машина плюс сопровождающие сотрудники». Анонимный собеседник газеты заметил, что «он (Алексий) был настоящим Патриархом, не системным человеком. Охрану ему навязали и он просто с ней мирился, Кирилл же играет с нами, он требует увеличение увеличения охраны. Особенно это проявилось после убийства отца Даниила в Москве». Далее неназванный сотрудник ФСО резюмирует, что «я верующий человек и мне стыдно, что Патриарх так охраняет себя. Как будто все не в руках Божьих, а в руках человеческих. Да и на страстной недели пост соблюдать надо».
Для посвященных сбивчивое, а главное публичное сетование охранника на главу самой многочисленной автокефалии православного мира, в общем-то совсем не характерное для сотрудника одной из самых закрытых спецслужб, многое объяснило в изменившейся системе отношений высшей власти и архипастыря. В этой логике становится понятным, почему по человечески понятная просьба духовного лидера большей части россиян в отношении усиления своей личной безопасности, хоть и была удовлетворена, но в то же время, Патриарху дали понять через прессу, что дальнейшие его просьбы могут быть восприняты гораздо менее благосклонно. Совсем снять охрану ФСО с главы РПЦ, конечно нельзя, так как на этот счет есть сложилась соответствующая традиция с предоставлением таковой согласно указам действующего Президента, но можно таким вот образом сигнализировать, что Патриарх должен заниматься больше собственно церковными делами, а государство и общество отдать на откуп светской власти.
Весьма вероятно, что у истории с визитом Патриарха в Украину, когда вместо лайнера пусть и не из правительственного 238-го авиаотряда, обслуживающего президента и премьера, но любого другого самолета из многочисленного авиапарка ГТК «Россия» глава РПЦ был вынужден воспользоваться услугами частных авиаперевозчиков, «ноги растут» из того же корня. Могут возразить, конечно, что Патриарх, дескать, сам настоял на том, чтобы лишний раз не показывать свою политическую «аффилированность» с Кремлем и сознательно отошел от образа «церковного министра иностранных дел» России. В ответ можно лишь заметить, что сейчас, когда на Украине сложился дружественный нам политический режим такими протокольными тонкостями можно было бы смело пренебречь, да и опыт предыдущего Патриарха Алексия II, не побоявшегося таких имиджевых «издержек» даже во время визита 2006 года в находящуюся «в контрах» с Россией Латвию, говорит совсем о другом.
В случае, если изложенная в данном материале гипотеза имеет право на существование, остается лишь размышлять, способствует ли такое отношение светской власти к власти духовной построению той самой искомой византийской «симфонии» в отношениях государства и церкви, да и разумно ли так обставлять зарубежные поездки одного из немногих реально эффективных субъектов укрепления некогда нарушенного духовно-политического пространства Руси и продвижения российских державных интересов за рубежом?
Оригинал материала
«Марта Валиева» от 22.07.10