ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ — МУСУЛЬМАНИН?

При нынешней демографической и конфессиональной динамике вопрос «Может ли мусульманин стать президентом России?», вполне вероятно, перестанет быть чисто риторическим. Предстоящие выборы президента Российской Федерации заставляют вновь задуматься над перспективами развития российской демократии и общества. Проблемы духовности, религиозной и национальной принадлежности, поиск новой социально-экономической модели, удивительный уровень бесправия нашего гражданина давно причудливо переплелись в единый комплекс отношений, называемый Россией.

Сегодня ежедневно мы слышим о том, что имеем право выбора, более того, выбирать наш долг. И несмотря на то что исход выборов президента России 2004 года был довольно предсказуем, кто может спрогнозировать итоги выборов через четыре года? А через 16 лет? Речь, конечно же, идет не о конкретных кандидатурах.

Наша Конституция предполагает возможность избрания на высший государственный пост человека любой национальности и, что, возможно, не менее актуально, любого вероисповедания. Может ли православная Россия, с древними христианскими традициями, духовной культурой и искусством, пропитанными верой Христовой, избрать президентом нехристианина или, в историческом понимании, «иноверца»? Вопрос на первый взгляд кажется нереальным и неправомочным. Однако не будем спешить с выводами.

Для начала давайте оценим численный состав российских конфессий и их шансы на то, чтобы составить вероятную конкуренцию на выборах.

Безусловно, приведенные цифры приблизительны, однако не подлежит сомнению тот факт, что в России реальную политическую конкуренцию православным в перспективе могут составить только правоверные мусульмане.

В современных условиях искусственного глобального обострения отношений между христианами и мусульманами постановка вопроса об активном участии российских мусульман в политической жизни России не является праздной. Говоря об активной политической жизни, мы подразумеваем не простое участие мусульман в выборах депутатов, глав регионов и президента, а создание мощного политического исламского лобби, способного заниматься реальной политикой, консолидировать своих избирателей по конфессиональному признаку и привести своего кандидата на высший пост в государстве.

Десять заповедей и выбор президента

Более всего при постановке такого вопроса озадачивает дальнейшее возможное развитие событий. Хорошо это или плохо? Чем это угрожает православной России? Или все-таки следует говорить о России многоконфессиональной? Каков конфликтный потенциал такого избрания? А может быть, российский народ вообще не заметит пункта о вероисповедании главы государства и все пройдет безболезненно? Вопросов масса и на все сегодня нет и не может быть ответов. Отвечать на них придется всем вместе и не сразу. Однако уже сейчас можно обозначить возможную проблему, и если признать ее реальность, то уже сейчас и нужно готовиться к ее перспективному решению.

Реально ли, чтобы Россия выбрала президента-мусульманина? При лобовом подходе на этот вопрос вполне обоснованно можно ответить отрицательно: простое численное сравнение 69 млн православных и 7,5 млн российских мусульман не в пользу последних. Тем не менее не все так просто. В первую очередь и для христианских, и мусульманских народов России не все просто с конфессиональной самоидентификацией.

В 145-миллионной России 15% атеистов и 14% веруют, не принадлежа ни к одной из конфессий, — в сумме это около 33 млн человек. И для этих людей религиозные различия (не национальные!) далеко не главные. Однако можно утверждать, что эта часть населения не готова так же безразлично отнестись к религиозной принадлежности избираемого президента страны.

Дальше давайте посмотрим, насколько неоднозначна ситуация с российскими православными.

На официальном сайте Русской православной церкви (РПЦ) данных о численности православных в России и мире нет. Не обладают этими данными и государственные статистические организации. Различные оценки значительно расходятся между собой и колеблются от 50 до 80 млн человек. Вряд ли эти цифры соответствуют действительности. В первую очередь такому количеству православных не соответствует количество церковных приходов. Сколько может быть верующих в одном приходе? Вероятно, в среднем около 500 человек, причем на окраинах и в деревнях это число намного меньше. Но тогда в России даже для 50 млн понадобилось бы по крайней мере 100 тыс. приходов! А по докладу патриарха их в России около 14 тыс. Следовательно, число истинно православных верующих около 7 млн человек. Социологическое исследование, проведенное Институтом общественного проектирования, показало, что регулярно церковь посещает 10,7% от общего числа назвавших себя православными — это около 7 млн 400 тыс. человек. Цифры практически совпадают.

Но соблюдать десять заповедей и выбирать президента совсем не одно и то же. Поэтому при выборе между мусульманином и христианином к указанным 7 млн православных можно смело прибавить членов их семей, «пассивных» верующих и более миллиона российских армян, хоть и неправославных, но христиан, имеющих свои исторические соображения в отношении ислама. С учетом того что не все верующие и члены семей достигли совершеннолетия, количество российских избирателей, жестко принимающих во внимание конфессиональную принадлежность кандидата, вероятно, может составить около 25 млн человек — это около 22% от числа российских граждан, имеющих право голоса.

Формальный кризис православия

Кроме того, демографическая ситуация в России и других православных республиках бывшего СССР катастрофическая. Наше население тает. Корни этого явления лежат еще в 60-х годах прошлого века, когда активного детородного возраста достигло то малое количество девочек, которые родились в период Великой Отечественной войны. Однако виновата не одна война. В большей степени на демографическую ситуацию повлияли аборты как следствие всегда нелегкого социально-экономического положения российского человека.

Например, в 1964 году в России был поставлен своего рода рекорд — сделано 5,6 млн абортов. Вся вторая половина 60-х характерна тем, что ежегодно делалось около 5,5 млн абортов. Так что именно из-за абортов рождение детей в русских семьях сократилось в это время на 700-800 тыс. в год. У украинцев и белорусов обвал 60-х почти такой же, как и у русских.

С 80-х годов русские женщины вообще стали ограничивать себя рождением одного ребенка. А многим ли российским мужчинам сегодня под силу достойно содержать двух-трех детей? Наше население, согласно государственной статистике, ежегодно сокращается более чем на 0,5%. Например, по результатам переписи 2002 года нас было 145,2 млн человек, а на 1 декабря 2003-го уже 144,2 млн — миллион потерян. В такой ситуации нас не спасает даже миграционный прирост.

Общая численность православных во всем мире также постепенно сокращается: в 1996 году она составляла 182 млн человек, а в 2001 году снизилась до 150 млн. Эти оценки также совпадают с данными авторитетной информационной службы Service Orthodoxe de Presse (Париж), представленными в 2000 году. При этом Service Orthodoxe de Presse предполагает, что в России проживает 80 млн православных, а возможный максимум православных по всему миру — 150 млн.

В 1900 году православной цивилизации принадлежало 8,5% населения Земли, прогнозируется, что в 2025 году их доля составит 4,9%. В 1980 году страны православного ареала производили 16,4% мирового валового продукта, а в конце ХХ века — уже 6,2%. Кризис православия очевиден.

Конфессиональная принадлежность жителей России по данным последней переписи населения

Рупор