Перед тем, как уйти в энергетику, Сергей Фурсенко наделал в РФС долгов на полмиллиарда
Российский футбольный союз (РФС) переживает, мягко говоря, не самые лучшие времена: его кредиторская задолженность находится на уровне полумиллиарда рублей, а новые счета к погашению все продолжают поступать. Клубные функционеры шутят: «Если бы это произошло в клубе, то в футбол бы он уже не играл — быть ему банкротом». С РФС все иначе — ему приходится изыскивать возможности гасить долги и договариваться с кредиторами, потому как бросить футбол главный футбольный регулятор не может. А вот человек, благодаря которому эти долги были образованы, уже вне игры — покинув пост президента РФС летом прошлого года, Сергей Фурсенко перебрался в куда более привычную отрасль — энергетическую (напомним, в декабре он возглавил вновь созданную «дочку» ОАО «Газпром» — ООО «Газпром газомоторное топливо»). Но, несмотря на формальное (а для многих — и долгожданное) отсутствие его в Доме футбола, вспоминать бывшего президента приходится чуть ли не ежедневно — на этот раз готовится судебная тяжба с ОАО «НТВ-Плюс», которому РФС в период правления Фурсенко, как выяснила «Новая», задолжал 2,6 млн долларов.
Когда в РФС сменилось руководство и национальную федерацию возглавил Николай Толстых, стало ясно: коренным образом изменится отношение не только к сложившейся практике двойного толкования положений футбольного регламента, но и к финансовой дисциплине. Толстых дал это понять сразу же — оптимизацией штатного состава и расходов на плановые мероприятия. Но, даже несмотря на это, долги в размере 800 млн рублей, значительная часть которых — по кредиту перед банком «Россия» Юрия Ковальчука, полностью погасить действующий президент пока не в состоянии. Хотя на вопросы о динамике урегулирования долговых обязательств перед кредиторами Толстых реагирует сдержанно-позитивно, отмечая: часть долгов контрагентам уже выплачена, часть — реструктуризирована.
Вместе с тем, всякий раз комментируя текущее материальное состояние федерации, он недвусмысленно намекает: в Доме футбола ждут объяснений от лиц, ответственных за создание, пожалуй, самого большого дефицита бюджета за всю историю РФС. Наверняка ожидают объяснений и аудиторы из Счетной палаты, в ходе беспрецедентной финансовой проверки обнаружившие, по нашей информации, ряд операционных нестыковок в организации за последние два года.
Очередные вопросы к прежнему руководству возникли за несколько дней до 2012 года, когда о своих претензиях заявило ОАО «НТВ-Плюс», у которого РФС выкупил коммерческие права на телепоказ ряда матчей, но не рассчитался. 28 декабря 2012 года главный спортивный вещатель страны подал иск в арбитражный суд Москвы о взыскании с РФС 2,6 млн долларов за неисполнение договора.
Прежде чем рассказать о данной сделке, необходимо напомнить: коммерческие права, в частности телевизионные, — один из самых прибыльных и в то же время закрытых для общественности заработков в отечественном футболе (недаром именно коммерческие права на домашние матчи сборной России стали предметом залога по пресловутому кредиту РФС в банке «Россия»). За увеличение их продажной цены клубы бьются каждый год, расширяется и круг претендентов на их приобретение.
Согласно уставу ФИФА и Федеральному закону «О физической культуре и спорте», первоначальным собственником всех аудиовизуальных (вещательных) коммерческих прав, возникающих в связи с проведением общероссийских футбольных соревнований, является РФС — именно от национальной федерации начинается последующее распространение коммерческих прав. Эта цепочка в последние годы выглядит следующим образом: национальная федерация (то есть РФС) передает коммерческие и телевизионные права лиге (то есть РФПЛ), которая реализовывает их спонсорам и вещателю (то есть «НТВ-Плюс»), а тот на определенных условиях продает сублицензии российским и зарубежным партнерам. Парадокс сложившейся ситуации в том, что РФС каким-то непостижимым образом одновременно оказался и собственником, и покупателем одного и того же товара. «В 2011 году РФС и «НТВ-Плюс» подписали договор о приобретении коммерческих прав на ряд матчей чемпионата России сезона 2011/2012. Стоимость договора составила 2,6 млн долларов. Форма погашения — двумя равными траншами, срок — до 31 марта 2012 года», — перечисляет сотрудник «НТВ-Плюс», осуществлявший документооборот. Целью же сделки для РФС, продолжает он, являлась последующая безвозмездная передача медиаправ другому вещателю — ВГТРК: «Если вы заметили, в сезоне 2011 года каналы, входящие в государственный холдинг, показывали в каждом туре два матча в прямом эфире, один из которых — центральный. Все это — в рамках договоренностей с РФС».
«РФС действительно передал нам права на матчи, которые он приобрел у «НТВ-Плюс», — подтверждает заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников. — И в сезоне 2011/2012 мы действительно показывали в прямом эфире два матча: один — первой очереди и один — третьей. Права на центральный матч тура принадлежали совместно «НТВ-Плюс» и РФС. Это матч, так сказать, для спонсорского размещения. Он был на Первом канале, но, когда телеканал от него отказался, его (по контракту с РФС) забрали мы. Контракт же по второй игре — это был договор с «НТВ-Плюс». Но там сложилась ситуация: правообладателем был «НТВ-Плюс», а РФС у них по каким-то им известным причинам права выкупил и передал нам».
Выяснить точные причины у непосредственных участников столь странной сделки не представилось возможным: дозвониться до Сергея Фурсенко не удалось, а директор спортивных каналов «НТВ-Плюс» Дмитрий Чуковский от комментариев отказался, «поскольку компания находится в стадии судебного разбирательства».
По словам бывшего исполнительного директора РФПЛ Игоря Дмитриева, практика обязательной передачи как минимум одного матча в туре на общедоступный канал существовала еще в период работы в РФС Виталия Мутко, правда, в совершенно иной конфигурации: «Мутко жестко оговаривал этот момент с премьер-лигой, передавая ей телеправа, — требовал от нас обеспечения показа как минимум одной игры в туре на федеральном канале. Тогда это был Первый канал. Так что дальше, продавая телеправа «НТВ-Плюс», мы договаривались с ними с тем учетом, что одну игру они отдадут общедоступному каналу. Таким образом, материальную ответственность РФС не нес».
Официальный представитель рекламного агентства Sportfive Михаил Широкий считает, что нынешняя безвозмездная передача медиаправ со стороны РФС выглядит как минимум неоднозначным поступком: «Только задумайтесь: федерация выражает готовность потратить несколько миллионов долларов для того, чтобы достаточно богатая госкомпания показала матчи в прямом эфире. Неясно, кто же тогда в этой ситуации выполняет так называемую социальную функцию — государство в лице своего телеканала или футбольная федерация, у которой и без того не самый большой бюджет благодаря прежнему руководству получил отрицательную величину». Замгендиректора ВГТРК Дмитрий Медников парирует — от полученного пакета игр телеканалы ВГТРК не выручили деньги: «В обоих матчах мы были обязаны отдавать всю рекламу РФС, поэтому для нас это было далеко не самое доходное дело». Хорошо, но тогда почему, если РФС все-таки мог на обозначенных матчах заработать, он не рассчитался с «НТВ-Плюс»?
Один из сотрудников РФС, знакомый с ситуацией, задается тем же вопросом, особо отмечая, что формальных доказательств передачи медийных прав в пользу ВГТРК в распоряжении федерации пока нет: «Дело в том, что по этой истории мы имеем неполный пакет документов — есть договор (неисполненный) РФС с «НТВ-Плюс» на 2,6 млн долларов, но нет договора с ВГТРК. То есть нам пока неизвестно, через кого реализовывались эти права далее». По словам собеседника, глава федерации Николай Толстых планирует выяснить это в ближайшее время: «Недавно Дом футбола уже посетила бывший финансовый директор РФС Елена Еремеева, она ответила на ряд вопросов Толстых». Перед этим бывший пресс-атташе РФС Андрей Малосолов заявлял, что именно финдиректор РФС «более всех знает о природе дефицита бюджета Федерации».
На выходе получается не совсем прозрачная схема: сначала РФС, являющийся де-юре основным распорядителем медиаправ, становится их покупателем, а затем якобы безвозмездно передает их в пользование ВГТРК, при этом конечный договор отсутствует, а владелец «товара» остается в долгах. Кто же тогда в прибыли? В РФС не исключают, что, исполняя «миссионерскую» работу, прежнее руководство могло включить в кооперацию на стадии передачи прав государственному холдингу какое-то третье лицо. Впрочем, все это — пока домыслы. Не пора ли Сергею Фурсенко вновь вернуться в футбол и пояснить, как, а главное — почему РФС остается должником по стольким обязательствам?
Справка «Новой газеты»
По данным СПАРК, контрольный пакет (80%) ОАО «НТВ-Плюс» через опосредованные структуры контролирует Газпромбанк, который принадлежит структурам «Газпрома» и банка «Россия». Дарья Кобылкина