Подопечный «Михася» перекачивает «общак» группировки в британский клуб «Эвертон»
После распада СССР имя Алишера Усманова спецслужбы связывали с крупнейшими в России уголовными авторитетами. В архивах РУОП сохранились справки о тесных связях олигарха с «солнцевской» группировкой, целью которой стала легализация капиталов через бизнес-структуры, записанные на зависимых от группировки лиц. Сообщалось, что лидер «солнцевских» Сергей Михайлов по кличке «Михась» помог Усманову стать первым заместителем председателя правления МАПО-банка, а сейчас остается теневым партнером своего подопечного олигарха по аэропорту «Внуково» и активам USM Holdings. В 1990-е годы, заседая в совета директоров «Первого русского независимого банка», Усманов мог быть причастен к обналичиванию криминалшьных денег через «фирмы-однодневки».
В 2000-х годах «солнцевский» бизнесмен Алишер Усманов прославился также тем, что помог российской футбольной сборной откупиться от услуг тренера Фабио Капелло. После этой транзакции миллиардер охладел к российскому футболу, переключившись на футбол английский. Как сообщает The Moscow Post эмигрировавший из России Усманов в рамках пятилетнего спонсорского контракта собирается перечислить британскому футбольному клубу «Эвертон» £75 млн ($92,8 млн). Владельцем клуба является глава совета директоров и номинальный акционер USM Holdings Фархад Мошири (Farhad Moshiri).
По ряду данных, условия спонсорства предполагают, что тренировочная база ливерпульского футбольного клуба сменит название на USM Finch Farm. Холдинг USM также получил ряд прибыльных привилегий, в частности, право размещать в дни матчей рекламу на клубном стадионе Goodison Park. Клубом на 49,9% владеет Мошири.
USM Holdings формально принадлежил Мошири, Усманову Владимиру Скочу — отцу Андрея Скроча: депутата, «единоросса» и другу «Михася».
Сергей Михайлов («Михась») обнимает Андрея Скоча («Скотч»)
Среди «солнцевских» Андрей Скоч известен под кличкой «Скотч». В компании с «солнцевскими коллегами» Львом Кветными и Дмитрием Барановским «Скотч» руководил проектами, связанным с контрабандным оружейным бизнесом, а сейчас имеет свою долю во «Внуково».
Не совсем понятно, как с такими акционерами USM Holdings сможет финансировать «Эвертон», избегая блокировки капиталов в рамках европейских расследований и борьбы с отмыванием денег. Если британская полиция захочет проверить, относятся ли полученные клубом £75 млн к «общаку» «солнцевской» ОПГ, могут обнаружиться весьма важные исторические факты и новые обстоятельства.
Приватизация прибыли, национализация убытков
Снонсор британского футбола Алишер Усманов публично отказался инвестировать в свой российский аэропорт. Зато осенью прошлого года Усманов, Скоч, их партнер Виталий Ванцев и «солнцевские» покровители из числа бенефициаров «Внуково» выбили у правительства России госгарантии на 5,5 млрд рублей. Средства по госгарантиям пойдут на реструктуризацию долга. В 2012 году «Аэропорт Внуково» взял в Банке Москвы 10 млрд рублей на строительство терминала. Сроки выплаты кредита истекают уже в этого году. Отдавать деньги придется уже санатору, к которому присоединен банк-кредитор.
В планах «Росимущества» сократить свою долю в аэропорте — на первом этапе приватизации до 25,11695%. То есть гарантии государственные, а вот собственность — сугубо частная.
И тут «Сбербанк»
Алишер Усманов намерен построить аппарат-комплекс между проспектом Вернадского и улицей Косыгина — в районе Воробьевых гор. Бизнесмен на пару с главой «Сбербанка» Германом Грефом расчистили место под застройку — от «лишних собственников и учреждений».
Речь идет о территории Института экономики жилищно-коммунального хозяйства. Учреждение создано при СССР и осталось владельцем 2 га земли в центре Москвы. В 2006 году Росимущество поставило институт в очередь на приватизацию. Очень удачно для Усманова скончался владелец 50% акций института — директор Игорь Бычковский.
Спустя некоторое время ИЭ ЖКХ оказался в собственности офшора Remalor Overseas Limited, владельцами которого считаются Алишер Усманов и его «солнцевские» друзья.
Офшор Усманова заложил активы института под кредит 3,2 млрд рублей «Сбербанку». Институт находился в процессе переформирования, в ходе которой возникнут две организации. Одна будет контролировать заложенные гектары, вторая — только тесные кабинеты на Тверской-Ямской, куда «солнцевские» выселили оставшихся в живых сотрудников ИЭ ЖКХ. По некоторым данным, «Сбербанк» может переуступить залог одной из компаний клана Усманова.
Заказник для пасынка
Экологи и местные жители несколько лет вели борьбу против ведущейся в пойме реки Сходня химкинской стройки. Там компания «Химки групп» Антона Винера (пасынка Алишера Усманова) строила сотни тысяч квадратных метров жилья.Противники стройки указывали на ее незаконный характер, называя возведение жилья захватом природного заповедника. По словам экологов, когда компания Винера начала рубить деревья, существующая на Сходне и в окрестностях флора и фауна была спасена исключительно благодаря вовремя поднявшим тревогу активистам.Но возле табличек, информирующих о том, что в данном месте находится особо охраняемая природная территория — ландшафтный заказник «Долина реки Сходни в Куркино» можно было видеть валяющийся строительный мусор и трубы.
В 2013 году защитники заказника добились отмены строительства 17 многоэтажек. «Ведь они (многоэтажки) не только грубо и нагло нарушают законодательство РФ, но и абсолютно не нужны местным жителям, привыкшим наслаждаться природой и пением птиц в Долине реки Сходня, а не грохотом стройки», — резюмировали активисты Куркино.
Как ранее сообщало агентство «Руспрес», Алишер Усманов был осужден военным трибуналом Туркестанского военного округа к восьми годам исправительно-трудовой колонии. Посол Великобритании в Узбекистане утверждал, что одним из эпизодов дела было соучастие в групповом изнасиловании. В 2000 году миллиардер был реабилитирован Верховным судом Узбекистана, тогда же из узбекских архивов исчезли документы об изнасиловании и другие компрометирующие Усманова бумаги.