Семья приближенных к Путину бизнес-дзюдоистов купила 24-летнему отпрыску звание профессионального спортсмена
В футбольном клубе «Зенит» (читай — Газпром) есть такой футболист — Борис Ротенберг. Он на поле не выходит, даже на скамейке запасных не сидит, поэтому его не знают даже болельщики питерского клуба. Его не знает никто…
БР подписал контракт с клубом в 2006 году. То есть стал получать там зарплату. Какую — коммерческая тайна, но это и неважно. Потому, собственно, что Борис — сын одного из самых уникальных олигархов страны — Бориса Ротенберга, друга самого премьера.
Боря-джуниор родился в Ленинграде в 1986 году, а в самом начале 90-х переехал вместе с семьей в Финляндию на ПМЖ и вскоре стал гражданином этой страны. В отличие от своего брата Романа (увлекшегося более традиционным для финнов хоккеем), Борис отдал предпочтение футболу. Сделав первые робкие и малоуспешные шаги в местных футбольных клубах, Ротенберг неожиданно подписывает контракт с самим «Зенитом», самым перспективным клубом страны («Газпром» за спиной, а не какой-нибудь ЮКОС).
Ни одной минуты в новом клубе Борис не сыграл. Говорят, что тренер команды голландец Дик Адвокаат не увидел в пареньке таланта. Вообще…
[ssmirnoff, 23.03.2009, «Тот ли Ротенберг?»: Совсем недавно в дубле «Зенита» маялся такой футболист как Борис Ротенберг. Гражданин Финляндии. Защитник. Очень посредственный игрок. Я видел несколько матчей нашей второй команды — это было нечто. Мяч отлетает. Позиция теряется постоянно. В общем, горе, а не футболист, но к «Зениту» приклеился как банный лист. До основы он так и не дотянул, голландские профессионалы все-таки дорожат своей репутацией, но клуб занимался судьбой этого спортсмена с большим усердием. […]
У футболиста вообще забавная биография. Приехал непонятно зачем в Питер. Поступил в СПбГУ. Был навязан второму составу могущественнейшей команды страны. А дальше карьера Ротенберга двигалась по восходящей несмотря на отсутствие какого-либо мастерства или динамики его роста. — Врезка К.ру]
И тогда боря был отдан в аренду в ярославский «Шинник». Там он сыграл на основной состав ровно 5 минут за полгода. Эти 5 минут перевернули жизнь молодого футболиста. Ведь его «заметил» еще один питерский товарищ Борис Раппопорт, пришедший в это время на должность спортивного директора в клуб «Сатурн» (Раменское). Борис Раппопорт тут же взял нашего героя на укрепление подмосковной обороны (это все денег стоит, кстати, и зовется трансферной политикой клуба). В «Сатурне» Боря, надо сказать, и 5 минут не сыграл. Точнее -он там вообще не сыграл… Но наш герой родился под счастливой звездой (в правильном месте в нужное время)! Константин Сарсания, перешедший с поста спортивного директора «Зенита» на тренерский мостик подмосковных «Химок», первым делом (!) привел в клуб Борю. Хорошая покупка для клуба, у которого и так-то денег не было…
[«Спорт день за днем», 10.12.2009, «Кругом 16: «Химки»»: Губернатор Московской области Борис Громов еще год назад предвидел крах «Химок», которым он некогда дал «зеленый свет» и организовал финансирование. Глобальный кризис заставил Бориса Всеволодовича, человека государственного и потому мыслящего масштабно, задуматься о футбольных излишках: две команды премьер-лиги для области — это, конечно, слишком. Непрофильным активом после долгой подковерной борьбы были признаны «Химки». Поначалу, правда, Громов подумывал объединить две структуры. Он даже успел дать поручение департаменту имущественных отношений правительства Московской области и проинформировал об этих намерениях РФС. Но очень быстро выяснилось, что с кондачка этот вопрос решить невозможно, и даже громовский авторитет здесь, как говорится, не пляшет. Вышло так, что область отняла у «Химок» бюджетные деньги, а взамен вручила им (правда, в аренду) отнятый у «Сатурна» козырь, имя которому — Борис Ротенберг, 1986 года рождения, уроженец Северной столицы, амплуа — защитник, гражданство — Финляндия. Борис Борисович Ротенберг просидел на лавке «Сатурна» весь 2008-й и ничем никому не запомнился. Зато у безнадежных «Химок» теперь появился спонсор — банк «Северный морской путь», акционерами которого являются братья Аркадий и Борис Ротенберги. Финансирование у «Химок» было. Правда, в таком объеме, что до сих пор непонятно, как же команда весь этот год выживала.
В общем, давайте понимать, что футболист Борис Ротенберг — сын Бориса Ротенберга и племянник Аркадия Ротенберга, дзюдоистов и бизнесменов, которые давно и прочно дружат с премьер-министром Владимиром Путиным. И если вы найдете хотя бы еще одного человека, который за четыре полных года провел в чемпионате России четырнадцать неполных матчей, но при этом попал в «Википедию», — честь вам и хвала. Но лучше даже не пытайтесь. Он такой один. Остается добавить, что в конце 2004 года юный Борис Борисович Ротенберг, игравший тогда в клубе второго финского дивизиона «Йокерит», целую неделю просматривался в «Челси», и случилось это ровно через полгода после того, как «синих» приобрел Роман Абрамович. — Врезка К.ру]
Борис Ротенберг (мл) (справа)
Игра за «Химки» является пиком карьеры Бориса Ротенберга, ибо так много он еще нигде и никогда не играл и вряд ли сыграет. Играл Боря в защите (кто следит за российским футболом, помнит и знает, что хуже, чем в этом клубе, защиты в прошлом сезоне не было во всей стране). Итог: 13 матчей Бори, в котором команда пропустила 32 гола. «Химки» в итоге вылетели в первый дивизион, но играть там Борис явно не собирался, так как не престижно, да и не уровень для такого мастера. Летом Боря вернулся в «Зенит» отрабатывать контракт, то есть получать зарплату. Самое смешное — дальше. Наш гений получил приглашение от титулованного израильского клуба «Маккаби» из Тель-Авива. Боря его принял и, как говорят, уже подписал контракт. Неужели израильтянам приглянулся игрок Боря? Или дел в том, что владелец «Маккаби»(уроженец Санкт-Петербурга, канадский миллиардер еврейского происхождения Александр Шнайдер) — тоже чей-то питерский товарищ?
[«Коммерсант», 05.02.2010, «Спаллетти «рубит» состав»: Вчера футболисты «Зенита» вылетели в испанскую Ла-Мангу, чтобы продолжить подготовку к новому сезону. На этот раз Лучано Спаллетти взял в поездку 29 игроков — часть футболистов осталась вне расширенного списка. После тренировок в Испании главный тренер «Зенита» еще больше сократит состав команды, оставит только тех, с кем пойдет на штурм вершин в сезоне-2010. […] По итогам первого сбора итальянец «отцепил» от команды защитника Бориса Ротенберга, сына известного бизнесмена Бориса Ротенберга, причисляемого к друзьям Владимира Путина. Зенитовец отдан в аренду тель-авивскому «Маккаби». — Врезка К.ру]
Хотелось бы верить, что Боря талантлив. Что он просто пока не оценен по достоинству и потому скитается туда-сюда. Но в Питере говорят, что проблема Бори в другом — он просто не умеет играть в футбол. Хотя какие могут быть проблемы, если папа может их решить?..
Папа Бориса, также Борис, знаком с нашим премьером с 60-х годов. Сошлись они на почве увлечения дзюдо, а старший брат Бориса, Аркадий, как известно, был тренером Путина. Ныне Борис Ротенберг является вице-президентом федерации дзюдо России, президентом знаменитого клуба «Явара-Нева» и по совместительству вместе с братом является главным акционером банка «Северный морской путь». Нельзя не отметить, что этот банк был одним из главных спонсоров прошлогодних «Химок». Также в качестве факультативной информации можно добавить, что братья Ротенберги и их коммерческие структуры имеют давние связи с «Газпромом» (читай — «Зенит»). Вот и весь секрет успеха.
Вы можете спросить — ну и что? Папа с помощью своих связей устраивает сына в разные команды, которые, зная папу, сына берут и платят ему огромные (или не очень, вообще не важно) деньги. Они у «Газпрома» не последние, надеюсь. Пример Бориса-джуниора интересен тем, что так у нас — везде. Дети людей с большой буквы (или из Питера, что в данном случае тождественно) работают в крупном бизнесе, идут во власть, на госслужбу. Что если они так же талантливы, как футболист Боря-джуниор? Иными словами: что если они бездарны? Это — не проблема. Это — беда. И снова о футболе. Питерец Сергей Фурсенко (экс-«Газпром-Зенит»), ставший недавно президентом РФС, пообещал выиграть чемпионат мира. Сергей, возьмите и Борю в свою команду, что ли. Надо ведь уважать «принципы» российского спорта (бизнеса, власти)… На памяти футбольных специалистов, кстати, есть только один подобный пример. Футболист Аль-Саади Каддафи, сын ливийского лидера Муамара Каддафи, в свое время успел засветиться в заявках таких итальянских клубов как «Перуджа», «Удинезе» и «Сампдория». Потом пропал, ибо талант не купить. Но это в Италии. У нас по-другому. Зачем талант покупать, если сразу можно купить должность? Это — не секрет. Это — беда… Футбол — это всего лишь игра. У нас в нее играют по своим правилам. И не смотрят в зеркало, боясь там увидеть страну… Вперед, Россия! Андрей Калитин
****
Б.Ротенберг: хотим посильнее хлопнуть дверью
Источник: «Чемпионат.ТВ», 26.09.2009
**** «Мне очень помог Станислав Геннадьевич — друг семьи, профессор академии им. Лесгафта и научный руководитель моего отца»
Корреспондент «90 минут» побеседовал с одним из самых загадочных футболистов питерской команды — Борисом Ротенбергом, который, несмотря на легкий акцент, оказался на редкость интересным собеседником. […]
«Ни фига себе! Это все так и делается?» — Приходилось слышать, что ты тоже побывал на просмотре в Англии. Ты не мог бы немного рассказать об этом?
— Конечно. Я был на просмотре в лондонском «Челси». Мне было семнадцать лет. Я играл в «Клуби 04», резервной команде «ХИКа» — одной из ведущих команд Финляндии, которая чаще всех выигрывала чемпионат. У них была большая конкуренция, и они создали резервную команду для талантливых молодых игроков. Судьба так распорядилась, что я туда тоже попал. У нас подобралась молодая команда — практически все были игроками молодежной и юношеской сборной Финляндии. Мы хорошо играли в Кубке и дошли до полуфинала, в котором проиграли с минимальным счетом. Но, как я понял, меня там заметили, и через полторы недели мне позвонил из Англии спортивный директор «Челси» и пригласил на просмотр. Я сильно удивился: «Ни фига себе! Это все так и делается?» Я поехал туда. Тогда еще Смертин там играл. Я увидел Лэмпарда, увидел этих великих игроков. Ты видишь, как они работают, как они трудятся, и это для тебя большой пример. Эта поездка многое мне дала. Надеюсь, это было не в последний раз. Сбылась одна моя мечта.
— А как ты попал в «Зенит»?
— Получилось так, что большую роль в этом сыграла судьба. Последний год, когда я играл в Финляндии, у меня возникли разногласия с тренером. Мне тогда уже исполнилось девятнадцать, и надо было определяться. Этот год меня очень расстроил, и было тяжело находиться в Финляндии. Плюс родители очень строго подходили к вопросу с образованием: они всегда говорили, что очень важно получить образование. А так как у меня не ладилось с футболом, я решил вернуться в Россию и учиться здесь. Я прошел все экзамены и поступил на факультет менеджмента СПбГУ. В этом мне очень помог Станислав Геннадьевич — друг семьи, профессор академии им. Лесгафта и научный руководитель моего отца. А так как после вступительных экзаменов до учебы еще оставалось довольно много времени, я попросил Станислава Геннадьевича подыскать мне команду, где я мог бы поддерживать форму и тренироваться параллельно с учебой. Через неделю он сказал мне, что договорился с одним своим знакомым, тоже, кстати, его учеником. Как я потом узнал, этой командой был «Зенит-2», который тогда тренировал Мельников. Я начал там тренироваться, и мне было очень интересно узнать мнение тренера обо мне как о футболисте. После того как у меня не заладилось в Финляндии, мне было очень важно знать, чего я стою. Он предложил мне играть за «Зенит-2». Для Вячеслава Михайловича стало большим шоком, что у меня финское гражданство, ведь он разговаривал со мной как с русским, который претендует на место в команде, ведь во второй лиге легионерам играть нельзя. Потом мы с ним разговорились, и я рассказал, что приехал в Питер учиться, а о футболе думал постольку-поскольку. Мельников сказал мне, что я должен обязательно попробовать себя в «Зените», и посоветовал пойти на просмотр к Алексею Александровичу Стрепетову — тогдашнему тренеру дубля. Они как раз искали защитника и согласились взять меня на просмотр. Я начал тренироваться с дублем, и Стрепетов был доволен тем, как я работаю. Потом, как я понимаю, он смотрел записи моей игры в Финляндии. Через месяц Алексей Александрович пришел ко мне и сказал, что хочет, чтобы я остался. Скоро я подписал контракт и сейчас играю в футбол, чему очень рад. […]
[Политанализ.Ру, 03.02.2008, «Федеральные петербуржцы»: Антонов Станислав Геннадьевич — Начальник Управления специальных проектов «Газпром-Медиа» (с мая 2006).
Родился 05 июня 1950 г. в г. Киеве (Украина). Окончил Ленинградский институт физкультуры им. Лесгафта (1972), юридический факультет Северо-Западной академии госслужбы (2000) и Международный банковский институт в СПб (2003). Кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор. С июля 2004 года по 31 марта 2006 года — помощник Министра здравоохранения и социального развития РФ. — Врезка К.ру]
Клим Беляков
Источник: «90 минут»
**** «Ротенберг — русский финн, который очень хочет играть в футбол»
Он знает пять языков. Является гражданином Финляндии, но живет в России. Учится в Санкт-Петербургском государственном университете, но подумывает о смене вуза. Заигран за молодежную сборную Финляндии, но жить мечтает в Питере. Любит «Аякс», но все свои мысли связывает с петербургским «Зенитом», за дубль которого и выступает в настоящее время. Зовут футболиста Борис Ротенберг. Учитывая все вышесказанное, мы решили познакомиться с ним поближе. Благо и повод нашелся — на минувшей неделе основа встречалась на «Петровском» с дублем, после чего и состоялся наш разговор.
— Как же получилось, что человек, родившийся в Петербурге, стал игроком молодежной сборной Финляндии?
— Когда мне было четыре года, семья решила переехать в Финляндию. Там и прожил до 19 лет, а потом захотел вернуться на родину. К сожалению, в последнее время меня не вызывают в финскую молодежку, но надеюсь доказать своей игрой, что приглашения достоин. […]
— А что с учебой?
— Сейчас завершил первый курс, но играть и учиться было жутко тяжело. Особенно с учетом того, что преподаватели не шли навстречу. Теперь думаю о том, чтобы осенью перевестись в другой вуз, где спорт и учебу можно будет совмещать. Ведь оставаться «дураком», без образования, извините, тоже не хочется.
— Вы уехали из России, когда вам было четыре года. Откуда такая любовь к исторической родине, которая заставила вернуться?
— Часто об этом спрашивают. Да, у меня финское гражданство и в Питере живу по российской визе. Благодарен Финляндии, где провел большую часть жизни. У меня там много друзей, я выучил пять языков (финский, русский, шведский, немецкий и английский. — Прим. С.Ц.) , пусть не на «пятерку», но все-таки. Однако всегда считал себя русским, который обязан вернуться назад. Напишите так: Ротенберг — русский финн, который очень хочет играть в футбол. За сборную Финляндии и питерский «Зенит». Раз уж так сложилась судьба. Сергей Циммерман
Источник: «Спорт-Экспресс»